В России снизились продажи ПК. Из топ-5 поставщиков вылетела Apple
Apple потеряла часть своей доли российского рынка ПК. Причины – давление Dell и Asus, а также общий спад в поставках ПК, вызванный конкуренцией со стороны смартфонов и планшетов.Apple потеряла долю на рынке ПК в России
Компания Apple больше не входит в пятерку лидирующих поставщиков персональных компьютеров в России. Еще в I квартале Apple удерживала место в топе-5, контролируя 4,5% рынка поставок ПК в Россию.
Во втором квартале места в первой пятерка поделили бренды Lenovo (23,1%), Asus (22,2%), Hewlett-Packard (15,7%), Acer (15,2%) и Dell (4%). Именно Dell, которая в первом квартале не входила в топ-5, теперь вытеснила Apple. Asus стремительно нарастила свою долю рынка, которая в I квартале составляла всего 7,8%.
Об этом свидетельствуют предварительные данные IDC по поставкам ПК во II квартале 2016 г., попавшие к «Коммерсанту».
Уменьшение поставок ПК в Россию
Снижение активности Apple на российском рынке ПК проходит на фоне общего спада в поставках настольных компьютеров и ноутбуков. Во II квартале в Россию было импортировано 1155 млн ПК – на 13,6% меньше, чем в первом квартале. В 2015 г. наблюдалась похожая картина: спад в поставках между первым и вторым кварталом составил 33%.
Популярность настольных компьютеров и ноутбуков падает в связи с совершенствованием смартфонов и планшетов, функции которых постоянно расширяются, позволяя им заменять более громоздкие ПК. На продажи влияет и то, что у этих устройств разный срок эксплуатации. Пользователь меняет смартфон раз в год-два, планшет – раз в два-три года, а ноутбук – раз в четыре-пять лет. Разница в сроках использования отчасти обусловлена разницей в цене: планшет в среднем стоит p10 тыс., смартфон – p12 тыс., ноутбук – p32,2 тыс.
Покупка более дорогой техники происходит реже. В результате продажи ПК, плавно снижавшиеся несколько лет подряд, резко обрушились в 2015 г. Свою роль в этом сыграло снижение уровня доходов россиян, а также повышение цен на технику.
Сетевые магазины о продажах ПК
Статистика по отдельным сетям магазинов техники подтверждает общие выводы IDC. Сеть «М.Видео» заявляет об уменьшении продаж ПК на 8% за I полугодие 2016 г. В этот же период сеть «Эльдорадо» зафиксировала снижение продаж ноутбуков на 17%, настольных компьютеров – на 39%. Несмотря на то, что за год количество продаваемых ПК уменьшилось на 15%, их общая стоимость практически не изменилась – сказалось повышение цен.
В крупных магазинах отмечают, что население уже справилось с шоком, вызванным резким подорожанием техники. Кризисный вариант «купить самый дешевый» перестал быть актуальным. Об этом говорит показатель средней цены проданного ноутбука, выросший на 2% с начала года. Привыкнув к новым ценам, покупатель должен сильнее заинтересоваться недешевой продукцией Apple. Если к потребительскому фактору добавится бурное развитие технологий, предназначенных для габаритных компьютеров – например, виртуальной реальности – рынок ПК в России ждет оживление.