Разделы

Интернет Веб-сервисы Интернет-ПО Техника Маркет

Какой мессенджер самый популярный в России? На рынке сменился лидер

J’son & Partners Consulting представила обзор российского и мирового рынка мобильных мессенджеров. Перспективы развития этого сегмента связаны с социальной коммерцией и созданием универсальных платформ с многочисленными сервисами внутри одного приложения.

Мессенджеры: крупнейшие в мире и в России

Исследовательская компания J’son & Partners Consulting представила исследование рынка мессенджеров и прогнозы его развития под названием «Перспективы рынка мобильных мессенджеров в России и мире на период до 2020 г.». Российскую тройку лидеров среди мобильных мессенджеров и соцсетей, по данным проведенного в конце 2016 г. опроса J'son & Partners Consulting, возглавили «ВКонтакте», WhatsApp и Viber.

Сдвиги, произошедшие на российском рынке мессенджеров, впечатляют своей динамикой. Так, согласно данным опроса, проведенного J’son & Partners Consulting в середине 2015 г., проекту «ВКонтакте» удалось взлететь с 5 позиции на 1 место, а Skype, являвшийся абсолютным лидером по данным 2013 г. сместился с 3 позиции на 4 место, пропустив вперед WhatsApp и Viber.

Снижение популярности Skype в России в 2016 г., подтверждаемое данными других опросов, связано, по мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, с недостаточно высоким качеством связи, обилием рекламы, недостаточно простой регистрацией и распространением контактов по сравнению с другими мессенджерами (Viber, WhatsApp и Telegram), а также необходимостью поддерживать приложение активным для возможности коммуникаций в реальном времени.

Мировой расклад крупнейших мессенджеров выглядит несколько по-другому. Самым популярным в мире считается WhatsApp с его 1,2 млрд пользователей (данные на конец 2016 г.). За ним следует Facebook Messenger с 1 млрд пользователей (данные середины 2016 г.), за ним китайский QQ с 900 млн активных пользователей (по данным 3 кв. 2016 г.), WeChat с 846 млн пользователей (на 3 кв. 2016 г.), Skype с более 300 млн пользователей (на конец 1 кв. 2016 г.), Viber с 260 млн пользователей (на конец 2016 г.) и Line с 217 млн пользователей на конец 2016 г.

Месячная база крупнейших мессенджеров

От платных звонков и абонентской платы к «социальному шопингу»

В 2016 г., по данным J’son & Partners Consulting, международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный трафик - 552 млрд мин. против 546 млрд мин, соответственно.

Разработчики многочисленных мессенджеров в попытках монетизации своих проектов за счет взимания абонентской платы и платных звонков в сетях мобильной и фиксированной связи – не всегда удачных, ищут новые способы заработать на популярности своих проектов. Особенно актуальной проблемой остается монетизация мобильных мессенджеров, компании пытаются решить ее разными путями.

Голосовой трафик операторов и ОТТ-мессенджеров

Сейчас популярным способом заработать на пользователях мессенджеров является продажа рекламы, стикеров и сувениров. Ряд разработчиков превращают свои мессенджеры в платформы для собственных и сторонних приложений и сервисов, включая развертывание площадок для «социальной коммерции» с совершением покупок не выходя из приложения. В ряде случаев за расширенный сервис с владельцев привилегированных бизнес-аккаунтов также взымается комиссия.

По пути превращения менеджера в полноценную площадку для электронной коммерции идет Viber. В конце февраля 2017 г. в рамках программы трансформации мессенджера в универсальную мобильную платформу объявил о запуске функции шопинга внутри приложения, без прерывания общения.

Мессенджер Viber с встроенной поддержкой e-commerce

Технология базируется на наработках материнской компании, японской площадки электронной коммерции Rakuten. Уже с марта пользователям Viber в США доступна возможность доступа к товарам и брендам прямо в окне чата с поддержкой поиска товаров и обсуждения их в чате с друзьями или представителями брендов.

Вероятнее всего, считают в J’son & Partners Consulting, мессенджеры будут практиковать разнообразные способы своей монетизации, прежде чем остановятся на нескольких ключевых оптимальных моделях. Одна из значимых тенденций – переход крупнейших игроков к созданию собственных платформ для сторонних приложений.

Крупнейшие российские мессенджеры, в основном, идут по пути китайского проекта WeChat, который за счет партнерства с миллионами компаний из различных сегментов (от городского транспорта до доставки еды и продажи цифрового контента) смог интегрировать большое число сервисов в одном приложении. Пользователи WeChat, не выходя из приложения, могут, например, выбрать кафе для завтрака, забронировать столик, вызвать такси, выбрать еду из меню, оплатить счет и т.п.

При помощи мессенджеров выстраивается модель коммуникаций между потребителями и брендами. В настоящее время Россия в этом направлении делает пока только первые шаги. 

Например, некоторые ритейлеры пока, в основном, используют этот канал коммуникации со своими клиентами в самых простых вариантах (например, как замена обычному телефону для справок). Более активно мессенджеры используются в онлайн-продажах (прием заказов, бронирование билетов, службы поддержки, консультации и пр.). В некоторых компаниях уже достаточно активно используются боты, которые позволяют существенно сократить расходы на обслуживание клиентов.

В России параллельно с мессенджерами для широкого круга пользователей ведется разработка ряда проектов с повышенной защитой, ориентированных на корпоративных пользователей, государственные, правительственные и армейские учреждения. 

Так, например, проект «Тайзен.ру» предлагает безопасную доверенную платформу на базе ОС Tizen, смартфона Samsung Z3 и MDM-загрузчика SafePhone, с собственным защищенным мессенджером для государственных электронных сервисов – таких как здравоохранение, «умные» города, «смарт» инфраструктура, и сегментов B2G, B2B и B2C. Платформа обладает сертификацией ФСТЭК.  

Сергей Зинкевич, K2 Cloud: Скоро станут популярными облачные маркетплейсы
Облачные тренды

В начале марта 2017 г. российская компания Spirit, выпускающая продукцию под брендом VideoMost, начала продажи собственного мессенджера VideoMost IM для мобильных устройств по лицензии с раскрытием исходного кода. Компания позиционирует этот шаг как отклик на правительственную инициативу по созданию государственного мессенджера. В отличие от свободного ПО, код которого можно изучать, модифицировать и распространять, лицензия VideoMost IM разрешает только изучать и модифицировать продукт. По лицензии VideoMost IM, компания предоставляет клиентскую часть мессенджера (приложения для Android и iOS) и серверную часть (back-end сервер).

Мессенджер VideoMost IM и организованная с его помощью видеоконференция

В середине февраля 2017 г. российская компания «Новые облачные технологии» дополнила свой офисный пакет «Мой офис» корпоративным мессенджером «Логос»со всеми стандартными опциями для коммуникаций и поддержкой совместного редактирования документов. С его помощью сотрудники предприятий могут общаться друг с другом, участвовать в групповых дискуссиях и осуществлять аудио- и видеозвонки

Мессенджер «Логос» в пакете «Мой офис»

На фоне многочисленных разработок мессенджеров для корпоративных и государственных нужд иногда появляются очень специализированные решения. Так, в начале февраля 2017 г. в России начал работу первый православный мессенджер «Правжизнь Телеграмм», созданный командой портала «Правжизнь» на основе известного мессенджера Telegram. Приложение доступно пользователям Android-устройств. В качестве системных требований указывается Android 4.0 или более свежая версия мобильной ОС

«Первый православный мессенджер» на базе модифицированного Telegram

Проекты сотовых операторов

Как в России сэкономили сотни миллиардов рублей на финансировании разработок в сфере цифровых технологий
Цифровизация

До сих пор ни одному из российских операторов не удалось создать проект в области мобильного мессенджинга, который бы мог конкурировать по популярности с существующими глобальными брендами – WhatsApp, Viberи пр. Тем не менее, попытки операторов создать аналогичные сервисы не прекращаются. 

Например, в 2015 г. компания МТС запустила мессенджер MTS Connect. «Мегафон» в 2016 г. «перезапустил» своей «Мультифон» (проект eMotion). «Вымпелком» имеет планы запустить в 2017 г. приложение Veon, которое объединяет функционал мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. 

В мире в настоящее время насчитываются лишь единичные примеры успешного запуска операторами мобильных мессенджеров. Один из них – проект BiP турецкого сотового оператора Turkcell, насчитывающий более 10 млн загрузок к концу 3 кв. 2016 г. В то же время, способы монетизации BiP пока остаются неясными.

Крупнейшие глобальные мессенджеры существенно выигрывают в популярности у операторских OTT-приложений, которые, как правило, ориентированы в первую очередь на собственных абонентов оператора.

Вопросы регулирования

Операторы мобильной связи сетуют на то, что в то время как их деятельность лицензируется, а мобильные мессенджеры предоставляют, по сути, те же услуги, их деятельность никак не регулируется. В ноябре 2016 г. на сайте Медиа-коммуникационного союза (МКС), в который входят, в том числе крупнейшие операторы мобильной связи, был опубликован законопроект о регулировании работы ОТТ-сервисов

Документ, в частности, обязывает разработчиков мессенджеров работать в России только по договору с операторами связи, идентифицировать пользователей и ограничивать передачу запрещенной информации

Разработка законопроекта началась в 2015 г., он был раскритикован интернет-компаниями, управляющими мессенджерами и видеосервисами, а также экспертным советом при правительстве. Тем не менее, необходимость регулирования мессенджеров была поддержана в Госдуме

В проекте стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг., опубликованном на сайте Совета безопасности России, предполагается, в том числе, усиление правового регулирования соцсетей и мессенджеров.

Вероятность регулирования мессенджеров в России в том или ином виде аналитики J’son & Partners Consulting оценивают как высокую. Основные аргументы связаны с необходимостью идентификации пользователей и блокировки нежелательного контента с целью предотвращения противоправных действий.

Владимир Бахур