Разделы

Бизнес Законодательство Тендеры Цифровизация ИТ в госсекторе

Создание 250-миллионной ГИС переклинило из-за неразберихи вокруг «Гостеха»

Минспорту не удалось с первой попытки выбрать исполнителя работ по созданию ГИС «Физическая культура и спорт» со стартовой ценой контракта в 250 млн руб. На закупочную процедуру поступила жалоба в ФАС, при рассмотрении которой надзорный орган установил, что в тендерной документации отсутствуют параметры ПО создаваемой в России суперплатформы взаимодействия госорганов, граждан и бизнеса — «Гостех». Прикладной софт новой ГИС должен быть реализован в соответствии с принципами микросервисной архитектуры на этой платформе.

Пробуксовка создания ГИС Минспорта

Как выяснил CNews, определение исполнителя проекта по созданию госинформсистемы Минспорта «Единая цифровая платформа “Физическая культура и спорт”» (ФКиС) сдвинулось как минимум на полтора месяца из-за жалобы в ФАС.

Создателя ГИС должен был определить тендер, который Минспорт запустил 30 апреля 2021 г. в формате открытого конкурса с начальной ценой контракта в 250 млн руб. Заявки принимались до 2 июня, первые их части заказчик намеревался рассмотреть 9 июня, а подведение итогов было намечено на 17 июня.

Однако эти планы были нарушены жалобой неизвестной на федеральном уровне барнаульской компании «Цифровые технологии онлайн», поданной в антимонопольный орган 7 июня 2021 г. После ее рассмотрения ФАС признала ее обоснованной в части неполного предоставления заказчиком всех необходимых сведений (подробности — ниже).

На основании этого Минспорту пришлось доработать конкурсную документацию, после чего 29 июня 2021 г. тендер был перезапущен. Теперь заявки станут приниматься до 15 июля, а подведение итогов перенесено на 29 июля — то есть на 42 дня по отношению к первоначальной дате. В то же время дата исполнения будущего контракта заказчиком была оставлена без изменения — 30 апреля 2022 г.

minsport600.jpg
Подрядчику Минспорта на создание его ГИС придется уложиться в 8,5 месяцев вместо 10

На вопрос CNews, не возникнут ли у подрядчика проблемы с реализацией проекта, с учетом того, что десятимесячные работы придется реализовать за 8,5 месяцев (с учетом времени, требующегося на подписание контракта после определения победителя конкурса), представители Минпромторга ответили следующим образом. «Проведен анализ первой части поступивших заявок на участие в конкурсных процедурах. Серьезный подход участников конкурса к проработке технического задания на создание ГИС показывает их способность к реализации проекта в короткие сроки. Но для решения соответствующих задач участникам возможно потребуется усилить команды разработки».

Все дело в суперплатформе «Гостех»

Как следует из документов разбирательства в ФАС, антимонопольная служба согласилась с тем, что в конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а проектом госконтракта не предусмотрен конкретный порядок передачи сведений для надлежащего его исполнения.

В частности, жалобщик отметил, что одним из пунктов техзадания установлено, что прикладное ПО, с использованием которого реализуется создание ГИС Минспорта, должно быть реализовано в соответствии с принципами микросервисной архитектуры на единой цифровой платформе России «Гостех».

На заседании комиссии ФАС представители жалобщика пояснили, что заказчиком не размещены документы на «Гостех», а именно функциональные и технические особенности этой платформы, что, в свою очередь, приводит к невозможности исполнения контракта, поскольку невозможно определить объем выполняемых работ.

Кроме того, заявитель напомнил, что 900-миллионный госконтракт между Минцифры и Сбербанком по передаче последним прав на ПО для «Гостеха» находится в стадии исполнения и завершиться должен лишь 1 июля 2022 г.

Представители Минспорта, в свою очередь, сообщили, что информация о компонентах «Гостеха» отражена в вышеупомянутом контракте, при этом часть работ по нему уже выполнена. В ответ на это жалобщик указал, что в конкурсной документации тендера Минспорта отсутствует указание на готовые элементы «Гостех», а также на порядок использования таких элементов для создания госинформсистем, что и влечет невозможность оценки объема работ, а также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурсе.

Помимо этого, жалобщик отдельно отметил, что проектом госконтракта Минспорта не предусмотрен конкретный порядок передачи сведений по платформе «Гостех». Согласно одному из пунктов ТЗ, отчетные документы по «Гостеху» заказчик предоставляет исполнителю в течение пяти рабочих дней после заключения контракта. Вместе с тем в указанном пункте отсутствует порядок передачи указанных сведений.

Что охватывает «Гостех»

«Гостех» позиционируется властями России в качестве единой ИТ-платформы взаимодействия госорганов, граждан и бизнеса. Зеленый свет старту пилота создания «Гостеха» 12 октября 2020 г. дал глава Правительства Михаил Мишустин, подписав постановление № 1674.

Формально эксперимент стартовал 1 ноября 2020 г. Он затрагивает сферы учета и управления госимуществом (в ведении Росимущества), обязательного медицинского страхования (ФОМС), кадастровой деятельности, сделок с недвижимостью и предоставления аналитики на основе сведений из ЕГРН, фонда данных государственной кадастровой оценки (Росреестр) и пр.

Другие сферы и информсистемы определят Минцифры — по предложению госорганов, являющихся участниками эксперимента. Эти предложения должны быть согласованы с АНО «Аналитический центр при Правительстве» и одобрены президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

Вышеупомянутыми участниками эксперимента, помимо Минцифры, АНО, ФОМС, Росимущества и Росреестра, выступают Минспорта, Минкультуры, Ростуризм, акционерное общество «Российский экспортный центр» (с пометкой «на добровольной основе»), а также ФСБ и ФСТЭК. По желанию ими могут стать и другие госучреждения и юрлица, чья деятельность соответствует специфике проекта, — по согласованию с Минцифрой. Предполагавшееся ранее участие граждан-добровольцев в финальной версии документа о проведении пилота не упоминается.

Эксперимент должен ответить на множество вопросов, включая удобство подобного подхода, необходимость внесения изменений в действующее законодательство и др. По окончании эксперимента Минцифры совместно с другими его участниками должно представить доклад о его итогах в Правительство.

Напомним, 18 июня 2021 г. CNews писал, что Минцифры выступило с инициативой по продлению этого эксперимента на год — с 31 декабря 2022 г. на 31 декабря 2023 г.

Что известно о создаваемой ГИС Минспорта

О начале создания своей ГИС «Физическая культура и спорт» Минспорт объявил 1 февраля 2021 г., отметив, что этот проект реализуется по поручению Президента России. В сообщении отмечалось, что первыми апробацию новой системы пройдут шесть регионов страны: Мордовия, Татарстан, Белгородская, Оренбургская и Ульяновская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Кроме того ГИС охватит семь общероссийских спортивных федераций различных видов спорта.

«Создание единой платформы для отрасли повысит доступность занятий физической культурой и спортом для граждан с помощью инструментов информирования и конкретных онлайн-услуг, — отмечал тогда министр спорта Олег Матыцин. — В свою очередь государство получит объективные данные о вовлеченности людей в спорт, необходимые для достижения “спортивного” показателя национальных целей развития России — увеличения доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 70% к 2030 г. Спортивные организации и спортсмены получат современные цифровые сервисы и инструменты взаимодействия, а также данные для принятия решений».

В сообщении министерства говорилось, что в России сейчас почти 1,5 млн спортсменов-разрядников, около 400 тыс. тренеров, более 5 тыс. спортивных школ, десятки тысяч объектов спорта, сотни общероссийских спортивных федераций, десятки миллионов граждан, занимающихся физкультурой и спортом. «Цифровая трансформация позволяет сделать процессы взаимодействия между всеми участниками быстрыми и удобными», — утверждали авторы документа.

Отмечалось также, что в конце 2020 г. была утверждена ведомственная программа цифровой трансформации Минспорта. В соответствии с ней уже к IV кварталу 2021 г. ГИС ФКиС должна будет содержать сведения, необходимые для учета лиц, регулярно занимающихся физкультурой и спортом (включая реестры спортивных объектов, физкультурно-спортивных организаций, соревнований, присваиваемых спортивных разрядов и званий и т. д.), а также информационные и методические материалы по вопросам физической культуры, спорта и спортивной медицины.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

По четырем первоочередным сервисам уже есть прототипы, указывал Минспорт. Среди них — автоматизация записи в организации спортивной подготовки (через Единый портал госуслуг), с помощью которой все желающие, в том числе родители дошкольников и школьников, могут подать заявления на занятия желаемым видом спорта в режиме онлайн. Еще три сервиса ГИС ФКиС должны позволить решать задачи формирования единого календарного плана спортивных соревнований, присвоения спортивных разрядов и званий, а также сбора статистической отчетности физкультурно-спортивной сферы.

«Например, сегодня для получения спортивного звания, такого как мастер спорта, требуется собрать большой пакет документов, который затем вручную проверяется несколькими инстанциями, — говорилось в сообщении Минспорта. — Цифровой формат процесса позволит присвоить звание практически сразу по итогам соревнований, на которых спортсмен выполнил нужный норматив».

Аналитический модуль платформы должен позволить осуществлять свод и интерпретацию отраслевых данных по экономическим, социальным и спортивным показателям, в том числе с применением технологии искусственного интеллекта. Благодаря этому на основе объективных данных станет возможным определять популярность тех или иных видов спорта у занимающихся, оценивать актуальную загруженность спортивных сооружений, принимать управленческие решения о выборе наиболее оптимальных мест для строительства новых объектов, объективно и прозрачно оценивать вложения государства в спорт и их результативность.

Денис Воейков