Разделы

ПО Софт Бизнес Кадры Техника Импортонезависимость

ИТ-инфраструктура российских компаний разваливается и ломается. Латать ее некому – в большинстве фирм дефицит специалистов

74% крупных российских компаний столкнулись с нехваткой персонала, способного заниматься сервисной поддержкой внутренней ИТ-инфраструктуры. Очевидные последствия такого дефицита не заставили себя долго ждать – почти у половины фирм за последние два года возросло количество сбоев и поломок по части компьютерного или серверного оборудования или ПО.

Когда работать некому

Почти три четверти российских крупных компаний к концу 2024 г. столкнулись с дефицитом специалистов сервисной поддержки ИТ-инфраструктуры, сообщили CNews представители ИТ-компании «К2Тех». На это сетуют около 74% фирм со штатом более 100 человек, и лишь оставшиеся 26% не испытывают нехватки соответствующих работников.

Выявить проблему удалось в результате опроса 130 технических директоров и административных руководителей российских предприятий с численностью более 100 человек. Но истинные масштабы кадрового голода могут быть иными – руководитель направления сервиса и аутсорсинга в «К2Тех» Юрий Яновский сообщил CNews, что «ощущение нехватки кадров зависит от того, насколько настроены операционные процессы компании».

По его словам, на деле дефицит ИТ-персонала может наличествовать и в тех компаниях, руководители которых его пока не замечают. «Не ощущающие кадровый голод респонденты, скорее всего, вовремя перевели поддержку на аутсорс или не имеют потребности в росте, – сказал CNews Юрий Яновский. – То, что не чувствует дефицит сотрудников каждый пятый опрошенный, может означать, что бизнес успешно подстраивается под новый вызов времени».

Первые последствия

Нехватка в компаниях персонала, занимающегося обслуживанием ИТ-инфраструктуры, уже начала сказываться на стабильности ее работы. Так, согласно статистике «К2Тех», почти половина участников опроса (48%) сообщили о росте количества сбоев и даже поломок ИТ-оборудования за последние два года (2022-2024 гг.). То же касается и стабильности функционирования системного ПО.

Без присмотра и обслуживания даже самая надежная техника от самого проверенного поставщика рано или поздно начнет сбоить

30% компаний пока еще не столкнулись с ростом количества подобных проблем. Оставшиеся 22% честно признались, что не проводили соответствующий анализ.

«Сбои в работе системного ПО так же критичны для экономики бизнеса, как и простои вычислительной и инженерной инфраструктуры, а также мультимедийных систем», – сказал CNews эксперт по поддержке системного ПО «К2Тех» Александр Мурачев.

Не стесняться обращаться за помощью

В сложившейся ситуации российский бизнес все чаще начинает полагаться на помощь сторонних специализированных компаний в вопросе обслуживания их инфраструктуры. К ноябрю 2024 г. лишь 17% предприятий рассчитывали в этом исключительно на силы штатных сотрудников. 26% компаний, напротив, решили полностью делегировать такие задачи сторонним специалистам.

Но все же подавляющее большинство компаний со штатом более 100 человек пока не готовы всецело полагаться на другие фирмы, когда речь заходит о таких основах любого современного бизнеса, как настройка и обслуживание ИТ-оборудования и системного ПО. Согласно результатам опроса «К2Тех», 57% из них отдали предпочтение как гибридному, так и комбинированному подходу – они сочетают собственный центр экспертизы с услугами сервисных партнеров.

«Эксплуатация ИТ-инфраструктуры собственными ресурсами компании потребует регулярного найма, обучения, материального и социального обеспечения штата сотрудников с различными направлениями экспертизы, – сообщил CNews директор по развитию сервиса инженерных систем «К2Тех» Роман Карпов. – По мере постоянного роста количества оборудования и объема технических решений становится все сложнее охватить необходимые компетенции внутри компании, поэтому заказчики обращаются за помощью к сервисному партнеру».

Доверять, но не во всем

Компании, решившиеся передать на аутсорс поддержку своей ИТ-инфраструктуры, в большинстве своем не готовы открывать сторонним специалистам доступ ко всем их составляющим. Например, лишь 67% компаний заказывают на стороне поддержку вычислительной инфраструктуры, и только 57% – поддержку системного ПО.

Свои телекоммуникационные системы доверяют внештатным специалистам только 26% компаний, а инженерную инфраструктуру – 44%.

Топ-7 внедрений российского ПО. Рейтинг CNews Analytics
CNEWS ANALYTICS

Но прежде, чем подписать договор на оказание таких услуг, предприятия проводят анализ потенциальных сервисных партнеров. При их поиске они обращают внимание на портфолио и реализованные проекты (74% респондентов). 65% участников опроса делают свой выбор, в том числе, на основе предлагаемой цены, в то время как наличие склада ЗИП (запасных частей, инструментов и принадлежностей), а также собственной лаборатории важно для 48% из них.

«С уходом зарубежных вендоров появился существенный запрос на сервисного партнера, который закроет все ключевые задачи, связанные с обслуживанием ИТ-инфраструктуры, независимо от того, какой парк оборудования сейчас установлен, – сказал CNews менеджер по развитию службы сервиса вычислительной инфраструктуры «K2Тех» Вячеслав Филатов. – Заказчику важно чувствовать уверенность в том, что при критических инцидентах будет оказана соответствующая поддержка. А наличие у сервисного партнера склада ЗИП и лаборатории позволяет избежать проблем с некачественными поставками».

Зарубежное – больше не роднее

Российские компании со штатом от 100 человек все активнее переводят свои ИТ-системы на отечественные аналоги зарубежных разработок. ИТ-инфраструктура 30% респондентов уже по большей части состоит из российских решений, а 61% респондентов намерены последовать примеру этих компаний в будущем.

Но нашлись и те, кто не вовсе не планирует в обозримой перспективе каким-либо образом менять свой ИТ-ландшафт, даже если он целиком состоит из иностранных разработок. Таковых среди участников опроса набралось 9%.

Геннадий Ефремов