Разделы

Наука

АЭС в Болгарии может достаться американцам

За право строительства новой болгарской АЭС соревнуются российская компания «Атомстройэкспорт» и чешская «Шкода Альянс», за которой маячит американская «Вестингауз».
Болгарские специалисты полагают, что важным преимуществом российского проекта является возможность исспользования российских активных и пассивных систем безопасности, позволяющих предотвратить развитие аварии даже без человеческого вмешательства – о крайней важности этого свидетельствует чуть было не разрушившийся этим летом атомный реактор на АЭС в благополучной Швеции, которая оказалась на волосок от нового Чернобыля. Российская сторона готова также выкупить поставленное СССР оборудование, которое находится на строительной площадке с 1985 года.

Строительство АЭС “Белен” без участия России исключительно трудно с технической точки зрения, а также очень сомнительно с юридической, считает министр экономики и энергетики Болгарии Румен Овчаров. Он особо подчеркнул, что реакторы ВВЭР 1000 разработаны по российскому проекту.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

К настоящему времени в АЭС “Белен” инвестировано в общей сложности около $1 млрд. Создана строительная, монтажная, складская базы, административно-бытовой комплекс, завод металлоконструкций. В середине 90-х на стройку был доставлен созданный на предприятиях «Шкода» корпус реактора ВВЭР 1000. Проектом предусмотрено сооружение 4 энергоблоков мощностью 1000 МВт каждый.

Консорциум “Шкода Альянс” стремится повысить свои шансы на победу, рассматривая возможность сотрудничества в болгарском проекте не только с американцами, но и с Россией. Другим важным пунктом является предложение чешскорй стороны ввести АЭС в строй на 2 года раньше, чем планировалось изначально. Согласно предложенному графику, первый энергоблок может быть пущен в эксплуатацию уже через 4 года после получения генерального разрешения на строительство, а второй – 5,5 лет спустя, заявил председатель совета директоров “Шкода Ядерное машиностроение”, Мирослав Фиала.

Сергей Гальперин