Аналитики "выгнали" Google Docs с ECM-рынка
Сервис хранения и редактирования документов от Google окончательно отделен от ECM-продуктов. К такому выводу пришли аналитики после сравнения Google Docs в составе пакета Google Apps с ECM-решением.По данным аналитиков Forrester Research, на сегодняшний день Google Docs используется 8% ИТ-отделов для повышения производительности труда, а 9% применяют Google Apps для совместной работы. В качестве обоснования наличия ненулевой доли сервисов Google в бизнес-среде эксперты отмечают три тренда – консьюмеризация промышленного ПО, активность вендора как поставщика «облачных» решений и внешнее подобие функциональности ECM по низкой цене. На основании этого в Forrester составили сравнение Google Docs с ECM-системами.
При существенном различии двух решений эксперты отмечают, что в Google Docs есть несколько функций, которые относятся к ECM/СЭД – обмен и хранение файлами, синхронизация документов, архивирование и присвоение меток. В то же время, у данной системы нет функций по обеспечению защиты документов корпоративного уровня (только разграничение прав доступа без особого контроля). На основании этого в Forrester Research сделали вывод, что в корпоративной среде применение Google Docs адекватно только для казуального контента (служебная не конфиденциальная информация, не требующая контроля версий документов и таксономии).
CNews опросил игроков рынка СЭД о том, что они думают об использовании Google Docs в роли ECM.
Ирина Кубликова, директор по маркетингу «Босс-Референт», считает, что сам факт проведения исследования по сравнению Google Docs и ECM свидетельствует о «признании» рынком близости Google к созданию «очень легкого» продукта, который можно отнести к этому классу решений. При этом, по ее словам, приведенные экспертами Forrester Research аргументы вполне разумны и лежат на поверхности, в том числе, и главный из них – Google сама не позиционирует Google Docs как ECM-систему, а с СЭД, заточенными под специфику российского бюрократического делопроизводства, сравнивать возможности Google Docs даже не стоит пытаться. Она сомневается в том, что Google начнет превращать Google Docs в ECM – это приведет к потере массы текущих пользователей, так как объем добавившихся функций будет излишним для частного лица и сервис станет слишком сложным.
Сравнение Google Docs и ECM
Критерий | Google Docs | ECM-продукт |
Версионность | + | + |
Защита документа | + | + |
Регистрация документа | - | + |
Базовые функции маршрутизации документа | - | + |
Таксономия | - | + |
Поиск | + | + |
Работа с изображениями | - | + |
Интеграция с офисными пакетами | + | + |
Управление записями | - | + |
Электронный архив | - | + |
Источник: Forrester Research, 2011
Сергей Курьянов, директор по развитию «ДоксВижн», согласен с мнением Ирины Кубликовой и результатами исследования Forrester Research, считая оценки и выводы аналитиков справедливыми: "Попытки оценки Google Docs как ECM системы, скорее всего, связаны с фактором консьюмеризации, а также с тем, что с позиции конкретного пользователя Google Docs действительно выглядит похоже на ECM. Однако обычный пользователь не видит и редко понимает то, что ядром ECM является набор корпоративных политик - от тезаурусов вроде тегов и категорий до бизнес-процессов и правил хранения, доступа и обработки».
Рассуждая о перспективах Google Docs как ECM, эксперт считает, что сервис от Google вряд ли когда-либо будет использоваться для управляемого и регулируемого контента. «Политика Google, отраженная во всем наборе его сервисов, является по существу одноранговой, горизонтальной. Каждый пользователь сам формулирует и изменяет свои правила и политики. Это вписывается в парадигму соцсетей, групп по интересам, но не вписывается в организационные вертикали предприятий. Не думаю что Google захочет выйти на рынок корпораций, потому что ему вполне хватает борьбы на рынке частных пользователей», - заключает он.
Того же мнения придерживается Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса: «Google Docs и ECM решают разные задачи и используются в принципиально разных деловых процессах. В связи с этим нет никакого смысла в развитии Google Docs в направлении ECM - у Google Docs своя вполне определенная ниша».
Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, отмечает, что, судя по описанию, данному аналитиками Forrester Research, сервис Google Docs - это достаточно простая система хранения документов, далеко даже не EDMS (Enterprise Content Management System), не говоря уж про ЕСМ, но этот продукт активно претендует на ту функциональную нишу, в которой находится система работы с документами MS SharePoint. В списке функций, присущих ECM, говорит Бейдер, приведена классификация контента с точки зрения требований управления им, что позволяет не только позволяет четко отпозиционировать Google Docs от промышленных систем управления контентом, но и дает основу для анализа бизнес-требований заказчиков, проектных работ, разработок новых бизнес-приложений. «В то же время, как мне кажется, упущен очень важный аспект современных ЕСМ-систем, а именно, нет ссылки на то, что в отличие от предыдущего поколения систем обработки документов (EDMS), эти системы гораздо больше ориентированы на обработку бизнес-контента, и предусматривают гораздо более глубокую интеграцию в среду ERP», - добавляет он.
Павел Житнюк, эксперт-аналитик «Корус Консалтинг», считает, что основная причина непринятия Google Docs как ECM состоит в отсутствии важной функции документооборота – прохождения документа по различным этапам, на каждом из которых производятся какие-либо изменения, визирование, согласование. Кроме того, в нем нет серьезных инструментов управления ролями пользователей и уровнями доступа к документам, поэтому пока это удобный инструмент для совместной работы, редактирования документов, продолжает эксперт.
По его словам, Google Docs адаптирован для работы индивидуальных пользователей или групп пользователей, но говорить о ней как о системе, которую можно использовать в масштабах предприятия пока рано. В свою очередь, если интегрировать c ним функции файлообменного сервиса DropBox и ECM Alfresco, то можно было бы получить систему, которая отвечала бы требованиям облачного документооборота, уверен господин Житнюк.
«Google Docs решает задачи легкого создания офисных документов, их хранения и организации совместного доступа. Ставка делается на простоту использования и низкую стоимость владения и эти задачи Google Docs решает практически идеально. Концепция ECM включает в себя не только управление документами, но и управление медиаактивами, архивы, управление бизнес-процессами, управление жизненно важными документами (Records Management), захват документов и многое другое, и задачи управления документами ECM решает на совершенно другом уровне, - объясняет Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum. - Если сама компания Google не позиционирует Docs как полноценное ECM-решение, нет смысла их сравнивать. Более продуктивным подходом является интеграция Google Docs с корпоративным ECM-решением, выделение части общего контента (как правило, это публичный контент или иная информация, не являющаяся конфиденциальной и не подпадающая под действие регуляторов), который выгодно и целесообразно обрабатывать в Google Docs».
В целом эксперты отечественного рынка СЭД уверены, что сервис от Google решает базовые задачи документооборота, но в масштабах сверхмалых предприятий и индивидуальных пользователей, при этом система не может считаться в настоящем или будущем как ECM-продукт для более крупного бизнеса.