Австрийцы столкнулись с неожиданными проблемами при попытке скупить российские ИТ-компании
Инвесторы из австрийского ИТ-провайдера S&T AG во время переговоров с владельцами российских ИТ-структур столкнулись с явной переоценкой стоимости их активов и нежеланием замечать кризис в представленных бизнес-планах. В этой связи порядка 10% бюджета, выделенного ранее на поглощения, компания решила израсходовать на расширение собственного офиса в России.Вице-президент австрийского ИТ-провайдера S&T AG Александр Мальшаков, отвечающий за развитие бизнеса компании в Восточной Европе и СНГ, рассказал CNews о том, как продвигается реализация принятого в начале 2015 г. инвестиционного плана S&T в России.
В январе, напомним, руководство S&T заявило о намерении приобрести ряд подешевевших на фоне кризиса российских ИТ-компаний «на несколько десятков миллионов евро». Инвестора интересовали игроки со сформированными командами, предлагающие индустриальные решения в области «больших данных» (структуры с оборотом порядка $5—50 млн в год), а также стартапы, ведущие разработки в сфере «интернета вещей».
Сопоставляя обнародованные S&T данные, можно было сделать вывод, что в 2015 г. компания готова была купить в России порядка шести фирм с общей численностью персонала в районе 800-1000 человек.
По словам Мальшакова, изначально в зоне внимания S&T оказалось более 30 компаний. До серьезных переговоров и предварительного аудита дело дошло с шестью. Полностью удовлетворили всем требованиям S&T только две компании. Австрийцы планируют купить 100% этих игроков, но сделки пока не закрыты, а их названия не раскрываются. В апреле должен состояться полный аудит с участием экспертов из немецкого подразделения Ernst & Young.
Александр Мальшаков: «Вы даже представить себе не можете, насколько отличается уровень зрелости и менталитет немецких аудиторов и инвесторов по сравнению с акционерами наших ИТ-компаний»
Как можно заключить со слов Мальшакова, результаты проделанной S&T на данный момент работы вряд ли можно назвать удовлетворительными. «Вы даже представить себе не можете, насколько отличается уровень зрелости и менталитет немецких аудиторов и инвесторов по сравнению с акционерами наших ИТ-компаний», — сокрушается Мальшаков. По его уверению, большая часть людей приходит на переговоры, считая в порядке вещей в явном или неявном виде ввести в заблуждение «дураков-немцев».
Так, S&T неоднократно пришлось столкнуться с фальсификацией бизнес-планов на 2015-2016 гг. «Реально бизнес разваливается, и люди делают все возможное, чтобы продать свои компании на основе показателей 2014 г. — без учета кризисных факторов», — говорит Мальшаков.
Бичом российского ИТ-рынка он называет фальсификацию управленческой отчетности. «Почти все платят серые зарплаты и выводят прибыль за рубеж», — отмечает он. В результате достоверно определить бизнес-показатели невозможно, и в процессе аудита акционеры стараются занижать расходы, а размер «прибыли» увеличивать.
В качестве еще одного примера подлога Мальшаков приводит ситуацию, когда S&T предлагается купить так называемый «бизнес одного клиента», а в ходе аудита выясняется, что реальное управление клиентской организации по факту осуществляет один из акционеров ИТ-компании (естественно, это скрывая).
Как отмечает Мальшаков, есть и адекватные акционеры, которые признают серьезное (в 1,5 раза) падение своего бизнеса в 2014 г., готовятся просесть еще на 50% в 2015 г. и показывают это открыто. Но в этой связи они ожидают мультипликатор к EBIT (прибыль до вычета налогов и процентов по заемному капиталу) на уровне 10. «То есть, их представления о цене бизнеса базируются не на финансовых показателях, а на эмоциональной оценке собственной значимости», — заключает топ-менеджер.
Такой подход Мальшаков склонен считать очень показательным для России, но он вызывает искреннее недоумение европейских экспертов. «Бедные немцы мучаются на переговорах, пытаясь понять, почему русский человек искренне верит, что его компания стоит четыре годовых оборота, вместо адекватных пяти EBIT’ов», — отмечает он.
S&T удалось найти в России отечественные компании, владельцы которых много лет проживают за рубежом. В частности, из двух вышеупомянутых структур, которые ближе всех подошли к сделке, одна принадлежит гражданину Израиля, другая — владельцу из США.
По мнению Мальшакова, эти люди не только смотрят на вещи реально, но и демонстрируют полную прозрачность своих намерений.
«Когда акционер пытается рассказать, что у него очень хороший, совершенно стабильный, быстрорастущий бизнес, который ему вдруг просто наскучил, поэтому он хочет от него полностью избавиться, причем срочно, чтобы заняться чем-нибудь (неизвестно чем) другим, это не может не вызвать подозрений», — поясняет топ-менеджер. А таких примеров, по его уверению, сейчас много. И речь идет о компаниях с сотнями сотрудников и десятками миллионов долларов годового оборота.
«Аудитору всегда должно быть четко ясно, почему человек решил продать свою компанию», — утверждает Мальшаков. Например, в одной из готовящихся к покупке фирм владельцу недавно исполнилось 68 лет. Его желание отойти от дел вполне закономерно. И главное, он готов к гибкой схеме продажи — в рассрочку в течение трех лет, а не сразу, что, кстати, повышает стоимость его компании, условно, с 4 EBIT до 5,5.
Подобные примеры в России, судя по всему, изрядная редкость, потому S&T приходится корректировать свои инвестиционные планы. «Двигаясь такими темпами, мы не сможем сделать в этом году достаточное количество приобретений по вышеописанным причинам», — говорит Мальшаков. В этой связи в компании было принято решение направить часть инвестиционного бюджета на развитие собственного офиса в России.
Как уточняет топ-менеджер, речь идет примерно о 10% ранее выделенных средств, но он называет это «весьма внушительной суммой». По словам Мальшакова, в планах компании серьезное расширение коммерческой дирекции. «Намерены поглощать практики и команды, ориентируемся на людей, которые занимались продажами в европейских и американских компаниях, в основном вендорских», — говорит он.
Как поясняет Мальшаков, сейчас для подобных инициатив в России сложилась достаточно благоприятная ситуация. Ряд представительств крупных зарубежных ИТ-игроков (в качестве примеров он приводит Oracle и Dell) существенно сократили свои штаты, поэтому на рынке в настоящий момент в поисках работы находится весьма много специалистов высокого уровня.
«Тем не менее, мы также продолжаем работу в рамках первоначального плана и рассчитываем, что в ближайшее время расширим воронку потенциальных объектов для поглощения, — отмечает Мальшаков. — Фокус нашего поиска по-прежнему находится в области консалтинговых и сервисных ИТ-компаний, в сегменте Big Data и Business Intelligence», — заключает он.
Главные клиенты S&T на территории стран СНГ — предприятия финансовой, телекоммуникационной, топливно-энергетической отраслей, ритейла, госсектора, в частности, Банк России, Сбербанк, Юникредит банк, Альфа-банк, ВТБ, ММВБ, «Билайн», МТС, «Мегафон», X5 Retail Group, «М.Видео», «Кампомос», «Аэрофлот», РАО ЕЭС, СУЭК, ТНК-BP и др.
Компания предлагает заказчикам мониторинговые решения для повышения операционной эффективности бизнеса, разработки в сфере облачных вычислений для тестирования сложных корпоративных ИТ-инфраструктур, услуги системной интеграции, а также инфраструктурные решения.
Основными партнерами S&T являются HP, EMC, SAP, IBM, Microsoft, Oracle и др. География глобальной S&T распространяется на 16 стран в Центральной и Восточной Европе, где в ней трудится порядка 2,2 тыс. человек. Также компания присутствует в США и странах СНГ.
Европейский оборот S&T (без учета стран СНГ) в 2013 г. составил 338 млн евро. По сравнению с 2012 г. этот показатель незначительно снизился, но при этом по уровню чистой прибыли компания выросла на 26% — до 11,9 млн евро.
В прошлом году S&T по результатам первых трех кварталов отчиталась о росте бизнеса на 6,4%. Полные данные за 2014 г. официально будут опубликованы в апреле текущего года.
У S&T уже есть опыт поглощений в России. В частности, в 2010 г. она приобрела системного интегратора Amphora Group, входящего на тот момент в 35 крупнейших игроков российского ИТ-рынка по версии CNews100 с совокупной выручкой за 2009 г. свыше 2,9 млрд руб. До поглощения Александр Мальшаков являлся председателем совета директоров этой компании.