Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Контент Мобильная связь

«Билайн» будет брать деньги за защиту от мошенников

Намерение властей бороться с SMS-мошенничеством на законодательном уровне встревожило операторов. «Билайн» предложил другой способ противодействия мошенникам – самостоятельное отключение абонентом доступа к коротким номерам. Правда, эта услуга является платной.

«Вымпелком» (оператор сети «Билайн») вводит услугу черные/белые списки, которая позволит абоненту отключить доступ к коротким номерам с премиум-тарификацией. Услуга позволяет заблокировать как исходящие, так и входящие SMS-запросы на короткие номера – на все, либо на те, которые абонент внес в «черный список», рассказала CNews начальник отдела по взаимодействию с бизнес-партнерами Наталья Потапкина. Кроме того, существует также и «белый список» - номера, внесенные в него абонентом, не будут подпадать под запрет.

По умолчанию в «белый список» «Вымпелком» внесет номера информационных служб, которые могут быть полезны абоненту: например, рассылки от банков, дисконтных программ и т.д. «Вымпелком» также рассматривает возможность введения блокировки не только по коротким номерам, но и по отдельным префиксам, чтобы, например, из всех SMS-сервисов можно было бы заблокировать только эротические. Однако, как говорит Потапкина, для осуществления тематической группировки сервисов по определенным префиксам сначала нужно будет договориться с МТС и «Мегафоном», так как большинство коротких номеров одинаково для всех трех операторов.

Ранее услуга «черно-белые списки» была введена для корпоративных клиентов в связи с частыми жалобами компаний на то, что их сотрудники с корпоративных телефонов отправляют платные SMS. Среди абонентов-физических лиц сервис может быть популярен у родителей, чтобы заблокировать детям возможность отправлять сообщения на короткие номера. Услуга не распространяется на звонки, поскольку, как говорит Наталья Потапкина, после возбуждения уголовного дела в отношении устроителей телевизионных SMS-викторин проблем с мошенничеством при звонках на короткие номера больше не возникало.

Первые несколько месяцев услугой «черно-белые списки» можно будет пользоваться бесплатно, затем, если абонент захочет продолжить использование сервиса, ему придется платить абонентскую плату в размере 30 руб/месяц. Как пояснил CNews исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по развитию бизнеса на массовом рынке Дмитрий Плесконос, если за какую-либо услугу не взимается плата, то она не востребована.

Весной похожую услугу - «Стоп, контент» - ввел «Мегафон». За 150 руб/месяц сервис позволяет заблокировать не только отправку SMS-сообщений и подписку, но также звонки и USSD-запросы (содержат символы «#» и«*») на короткие номера. Правда, услуга не позволяет детально настроить разрешенные либо запрещенные номера. В МТС вводить услугу по ограничению мобильного контента не планируют, сообщили в компании.

Как «Росатом» в шесть раз сократил время на трассировку документов при помощи AI-ассистента
Энергия ИИ

Одной из причин, побудивших «Билайн» к введению данной услуги, стало недовольство властей ситуацией с мобильным мошенничеством. «Операторы, пусть не напрямую, но находятся в хозяйственных отношениях с теми, кто использует их номера в мошеннических схемах, поэтому операторы только декларативно хотят с этим бороться, - заявил на днях глава Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Сергей Ситников. - Все прекрасно понимают, что за этими операциями стоят просто огромные деньги. И, естественно, мы понимаем не особое желание операторского сообщества регулировать ситуацию".

Роскомнадзор готовит соответствующие поправки к Закону «О связи». Помимо обязанности оператора блокировать номера, используемые мошенниками, рассматриваются варианты оказывать услуги мобильного контента только тем абонентам, кто в письменном виде выразил свое желание получать такого рода сервисы, а также информировать абонента о стоимости оказываемых контент-услуг. Но операторы таким инициативам не рады. Плесконос из «Вымпелкома» предупреждает, что они создадут неудобства для абонента и могут привести к сворачиванию рынка мобильного контента, который в прошлом году по оценкам AC&M Consulting превысил $1 млрд (около 5% от всего российского рынка сотовой связи).

Александр Левашов