Амбициозный проект покрытия Москвы сетью Wi-Fi приказал долго жить. Новый владелец Golden WiFi - “Вымпелком” - отказался развивать данный проект. Аналитики и участники рынка единодушны в том, что Golden WiFi изначально был обречен на неудачу.
Компания «Вымпелком» (оператор сети «Билайн») приняла решение прекратить развитие проекта Golden WiFi для индивидуальных пользователей. Об этом сообщил исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по развитию бизнеса в РоссииЖан-Пьер Вандромм, который, будучи главным управляющим Golden Telecom (GT), являлся вдохновителем данного проекта. Отныне компания будет устанавливать хот-споты только в общественных местах кафе, аэропортах и т.д. то есть там же, где и устанавливал их «Вымпелком» до приобретения GT.
Изначально GT предоставлял доступ в интернет частным лицам по коммутируемым телефонным линиям под торговой маркой РОЛ. Когда в 2005 г. спрос на dial-up стал падать, GT приобрел за $500 тыс. компанию «Дайком», владеющую частотами в диапазоне 2,4 ГГц в Москве (в России для использования WiFi вне здания требуется получение разрешения на использование частот). В следующем году началось бесплатное тестирование сети Golden WiFi, а в начале 2007 г. был дан старт коммерческой эксплуатации сервиса. Сеть предлагала три тарифных плана: 50 руб. за час, 100 руб. в сутки или 500 руб. в месяц (трафик во всех тарифах неограничен). За первый год в проект было вложено $10 млн, такая же сумма по плану должна была быть инвестирована и в прошлом году.
Московская сеть GT стала самым большим хот-спотом в Европе: в прошлом году в ней насчитывалось 7,4 тыс. точек доступа, а число абонентов на текущий момент составляет 94 тыс. GT планировал расширять сеть Wi-Fi: так, в прошлом году за $1,9 млн. была приобретена компания Alcar с соответствующими частотами в Подмосковье. Также GT проводил эксперимент по оказанию услуг VoIP через свою московскую сеть. Сеть хот-спотов была запущена и в Санкт-Петербурге, правда, только в общественных местах. А вот в Киеве, где GT предоставлял также услуги сотовой связи, оператор собирался построить конвергентную сеть Wi-Fi/GSM.
Хотспоты Golden WiFi останутся только в общественных местах
Но в начале этого года GT был приобретен «Вымпелкомом». Поначалу оператор решил устроить конвергентный сервис и предоставил возможность своим сотовым абонентам покупать время работы на хот-спотах через SMS. Однако теперь, по словам Вандромма, «Вымпелком» сосредоточится на предоставлении услуг широкополосного доступа в интернет по технологии Fiber to the Bilding (оптоволокно в каждый дом, этим занимается «внучка» компании «Корбина-Телеком») и сетям третьего поколения сотовой связи (по технологии HSDPA). Правда, в ходе той же пресс-конференции гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов отметил, что вопрос с выделением частот под 3G в Москве в ближайшее время решен не будет из-за обострения ситуации в Грузии решения, связанные с системами ПВО (конфликт с используемыми этими системами частотами мешает запуску 3G-сетей), будут приниматься очень осторожно.
«Другого исхода, чем закрытие Golden WiFi, и не могло быть, отмечает на условиях анонимности представитель одного из конкурентов GT. Технология Wi-Fi предназначена для работы внутри зданий, попытка же GT приспособить ее для работы на улицах была изначально обречена на провал. Особенно в условиях, когда среднестатистическиймосковский абонент может выбирать между различными операторами проводного доступа в интернет».
«Wi-Fi это временный способ доступа в интернет, добавляет эксперт CNews AnalyticsАлександр Морошкин. Для постоянного использования и скачивания больших объемов данных он не годится, и уж тем более нереалистично обеспечить одновременный доступ с одного хот-спота большого числа таких пользователей. Все абоненты Golden Wifi, с которыми я говорил, были недовольны этим сервисом особенно людей раздражала необходимость ходить по квартире в поисках сигнала от Wi-Fi».
Впрочем, по мнению аналитика IKS-ConsultingКонстантина Анкилова, главной задачей проекта Golden WiFi было повышение капитализации GT перед его предстоящей продажей, и эта цель достигнута. «Принятое же сейчас решение сосредоточиться на установке хот-спотов только в общественных местах правильное, отмечает Анкилов. Затраты на это небольшие, зато подобного рода инициатива имеет положительный имиджевый эффект и предоставляет удобство для все большего числа абонентов, владеющих телефонами с поддержкой WiFi».