Депутаты одобрили «право на забвение» в Рунете
Госдума одобрила в первом чтении законопроект о «праве на забвение», обязывающий поисковые системы по заявлениям граждан удалять ссылки на страницы с информацией о них. Сами поисковые системы категорически против данного законопроекта.Забыть по-русски
Госдума одобрила в первом чтении законопроект о так называемом «праве на забвение». Речь идет о поправках в закон «Об информации, ИТ и защите информации», в гражданский кодекс, гражданско-правовой кодекс и кодекс об административных правонарушениях.
Авторами законопроекта выступают депутаты Алексей Казаков, Вадим Деньгин, Ольга Казакова и Леонид Калашников. А саму идею о «праве на забвение» этой осенью озвучил помощник президента, экс-министр связи Игорь Щеголев.
Законопроект предполагает возможность для граждан обращаться к операторам поисковых систем в интернете с требованиями об удалении из поисковой выдачи ссылок на личную информацию о нем. Информация должна быть удалена в случае, если она является недостоверной, либо достоверной, но с момента описываемого события прошло более трех лет.
Исключение делается для сведений о событиях, имеющих признаки уголовно-наказуемых деяний, при условии, что сроки привлечения к уголовной ответственности не истекли, а также для информации о совершении гражданином преступления, судимость за которое еще не снята или не погашена. После получения заявления у поисковика есть три дня на удаление искомых ссылок либо на предоставление мотивированного отказа.
Гражданин вправе обжаловать отказ оператора в суде. Иски могут подаваться и к зарубежным поисковикам в случае, если они размещают рекламу, нацеленную на российских потребителей. За отказ в удалении ссылок на поисковую систему будет накладываться штраф в размере i100 тыс., а за нерасторопность (невыполнение соответствующего решения суда в течение пяти дней) — i3 млн.
Выступая на заседании Госдумы, глава профильного комитета по информационной политике, ИТ и связи Леонид Левин отметил, что законопроект требует доработок, и законодатели ждут предложений от представителей интернет-отрасли с поправками. Ранее Левин говорил, что за основу законопроекта введено «право на забвение», которое с прошлого года появилось в Евросоюзе и позволяет гражданам требовать от поисковых систем удаления ссылок на информацию о них.
«Яндекс» против
Российские интернет-компании категорически против одобрения документа в нынешнем виде. По их мнению, он содержит явные противоречия действующему российскому законодательству. Как отмечает директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков, законопроект необоснованно и непропорционально ограничивает закрепленные в 29 статье Конституции права граждан на поиск информации и доступ к ней. Маннджиков указывает, что документ предлагает передать функции судов или правоохранительных органов коммерческим организациям — поисковикам, вводит явный дисбаланс между частными и общественными интересами и не учитывает принципы работы поисковых систем и технические особенности развития интернета.
«Законопроект затруднит или сделает поиск важной и достоверной информации невозможным, скажем, невозможным может оказаться найти информацию и отзывы о враче, к которому вы собираетесь пойти на прием, или о воспитательнице детского сада, в который вы собираетесь отдать своего ребенка, — предупреждают в «Яндексе». — Кроме того, предлагаемый механизм открывает возможности для многочисленных злоупотреблений. От авторов жалобы не требуется никакого обоснования или подтверждения. В результате из поисковой системы должны исчезнуть ссылки на неопределенный круг ресурсов. Это очень удобно для достижения самых разных целей, например, чтобы скрыть информацию о мошеннических схемах или затруднить работу конкурентам».
Юристы против
Замечания к документу высказало и правовое управление Госдумы. В отзыве на законопроект начальника управления Михаила Деменкова сказано, что действующее законодательство не накладывает никаких ограничений на распространение информации в зависимости от срока давности. Для борьбы же с распространением недостоверной информации следует использовать ее удаление или прекращение доступа к ней в соответствие с порядком, установленным законом «Об информации», а не ограничение поисковой выдачи.
Наконец, законопроект накладывает на поисковики несвойственные им функции определения достоверности информации, а также поиска в ней признаков уголовного преступления. Такие вопросы должен решать суд, причем иск следует подавать не к поисковым система, а к владельцам сайтов, на которых соответствующая информация размещена, пишет Деменков.