Разделы

Документооборот Маркет

Эксперты оценили эффект Enterpise 2.0 для СЭД

Опубликован сводный отчет, посвященный оценке Enterprise 2.0-решений в бизнесе, в том числе и ECM. В частности было отмечено, что использование подобного ПО в корпоративной среде позволяет повысить эффективность труда. Отечественные эксперты рынка СЭД уверены, что при проведении такого же исследования в России оценки Enterprise 2.0 были крайне низкими.
В исследовании Jive Software собраны различные данные от аналитических агентств, исследующих рынок, которые подкрепляют собственные исследования компании. Так, при оценке эффективности ECM и средств совместной работы в документе приводятся данные отчета IDC, согласно которому средний делопроизводитель работает 13 часов в неделю над составлением и чтением писем электронной почты, что в пересчете составляет 21 тыс. долларов ежегодных расходов компании на его содержание. Специалисты из Jive отмечают, что опрошенные ими сотрудники компаний говорят о том, что при использовании средств совместной работы и Enterprise 2.0 ECM-решений они экономят 27% своего времени. Это, соответственно, уменьшает расходы компании на 5000 долларов в год. Помимо этого, работники тратят на 26% меньше времени на совещания и встречи, а также на 27% сокращают выполнение дублирующих заданий. В России эксперты рынка СЭД признают вполне корректными подобные аналитические расчеты и статистические данные, при этом отмечают, что при проведении аналогичных опросов в российских компаниях результаты были в несколько раз ниже.

Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, замечает, что тренды социальных медиа, о которых говорится в исследовании, применимы в полной мере ко всему рынку ECM, поскольку они становятся частью ECM-систем. В результате этого у работников действительно остается больше времени на идеи и продуктивную работу, а не на совещания, поиск данных и согласование, уверена эксперт. Тем не менее, если говорить о самих по себе ECM-системах, то эффективность использования таких инструментов будет выше в задачах управления документами, знаниями, форумами, чатами и группами по идеям.

"В России в целом положительные результаты были бы ниже, потому что у нас еще не так распространено использование СЭД и ECM систем, а про социальные медиа вообще говорить не приходится - их использует в основном молодое поколение и больше для личного общения, а не на работе, - объясняет госпожа Иванова. - В целом наибольшая положительная динамика в России приходилась бы на повышения скорости нахождения документов, более эффективную совместную работу, согласование документов, исполнительскую дисциплину, то есть, в общем-то, на примитивные и минимальные функции любой СЭД или ECM. Но и это значительно сокращает время на рутину и добавляет время на креативность, идеи и более качественную работу с клиентами". По ее мнению, по мере проникновения социальных инструментов, в том числе и как части ECM, в корпоративную культуру показатели результативности будут меняться, а судя по высокой динамике, это будет происходить достаточно быстрыми темпами.

"В России в отличие от Запада для широкого внедрения Enterprise 2.0 требуется масштабное изменение сознания. Дело в том, что у нас определяющими факторами в построении работы являются власть и контроль, а не чистое лидерство. Внедрение же Enteprise 2.0 означает конец контроля, - уверен Арам Пахчанян, вице-президент, директор департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY. - Enteprise 2.0 – это не просто идея организации работы внутри предприятия, а привлечение людей, работающих за пределами компании, но готовых вносить вклад в ее развитие, создание новых, уникальных продуктов. Но для того, чтобы подобная схема работала, компании нужно доверять людям, их способности к самоорганизации. Возможно, случится чудо, и революция в сознании людей произойдет".

Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс", комментируя данные Jive Software, приводит в качестве примера собственный расчет повышения эффективности сотрудников при сокращении времени на поиск информации через корпоративный портал, хотя бы на 15 минут в день. "Даже при такой экономии рабочего времени мы видим значительный рост производительности и экономим в деньгах и этого очень легко добиться, если, скажем, вместо того, чтобы объяснять коллеге по телефону, что ты от него хочешь, можно всего лишь написать в корпоративном портале соответствующую фразу, прочитав которую сотрудник сам найдет информацию, не отвлекая никого. Так мы выигрываем дважды", - заключает он.

Тем не менее, этот оптимизм не разделяет Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса, который считает, что применение социальных инструментов в ECM представляет собой существенное изменение правил и норм, собственно культуры взаимодействия, и эти новые правила игры должны быть приняты всеми сторонами: руководством, сотрудниками, клиентами. «Для России это особенно болезненный вопрос, поскольку существующие правила и нормы взаимодействия тесно вплетены в деловую практику. Думаю, что пока подавляющее большинство организаций в России не готовы от них отказаться в пользу подходов на основе социальных сред", - констатирует он.

Ирина Кубликова, директор по маркетингу компании "БОСС-Референт", считает, что эти результаты отражают только некоторую действительность в конкретной социальной и информационной среде, поскольку общая картина в мировом масштабе будет иной, как минимум, в силу разной степени использований сервисов технологии веб 2.0. Говоря о России, она замечает, что потребление сервисов социальных медиа активно растет последние несколько лет, причем активно используются как общедоступные в интернете сервисы (вики, twitter, блоги), так и создаются внутрикорпоративные аналогичные сервисы, призванные сохранить корпоративные знания, помочь в работе с потребителями и т.д. Она указывает на то, что "замер" эффективности использования социальных сервисов для задач бизнеса дал бы в нашей стране более скромные результаты в настоящее время. С ней согласен и Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, который считает, что в настоящее время подобное исследование в России показало бы то, что эффект от применения enterprise 2.0-решений в бизнесе близок к нулевым значениям. Однако эксперт надеется, что через 2-3 года российский рынок выйдет на такие же, как на Западе, показатели.

Павел Житнюк, эксперт-аналитик "Корус Консалтинг", напротив, считает, что в целом дать оценку такому исследованию трудно, поскольку это зависит от отрасли: "Есть отрасли, где применение инструментов Enterprise 2.0 распространено, и там можно говорить о примерном соответствии показателей мировым - это отрасли, близкие к высокотехнологичным, например, телекоммуникации, разработка ПО, торговля электронными компонентами, интернет-бизнес - то есть те отрасли, где руководство компаний само понимает выгоды от информатизации в целом и от внедрения social business software в частности. Играет роль и относительно более молодой возраст руководителей, которые сами активно общаются при помощи современных средств коммуникации и внедряют их в бизнес". В более консервативных отраслях, таких, как финансовый сектор, производство, ТЭК, транспорт, госсектор, медицина, результаты будут существенно отличаться от приведенных в исследовании, полагает специалист. Здесь, на его взгляд, более важную роль играют проработанные внутрикорпоративные регламенты, контроль исполнения поручений, типовой электронный документооборот, чем удобство и скорость внутрикорпоративного общения и обмена информацией.

В целом, все опрошенные CNews специалисты не отрицают, что эффективность внутри- и внешнекорпоративных коммуникаций возрастает в связи с внедрением ECM и портальных решений, а также при применении Enterprise 2.0.

Исследование CNews Analytics и «Лаборатории Касперского»: как российские компании защищают свои ИТ-системы в облаке
Облака

Михаил Демидов