Количество бюджетных мест в вузах для подготовки ИТ-специалистов в этом году будет увеличено до 40 тыс., что почти в 3 раза превышает показатель 2005 г. Такое решение глава Минобрнауки Андрей Фурсенко объяснил растущим спросом на профессионалов в сфере ИТ. Участники рынка приветствуют этот шаг, но подчеркивают, что потребность отрасли все равно намного выше. По их словам, в России также необходимо выстроить систему средне-специального ИТ-образования.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в рамках научно-практической конференции «Профессиональные и образовательные стандарты в области ИТ как инструмент подготовки кадров для российской экономики» сообщил, что в 2008 г. количество бюджетных мест в вузах для подготовки ИТ-специалистов будет увеличено до почти 40 тыс. Фурсенко отметил, что это существенный рост по сравнению с 2005 г., когда таких мест насчитывалось всего около 14 тыс. Такое увеличение связано с растущими потребностями отрасли в специалистах.
«Оценивая нововведение в цифрах, можно сказать, что в масштабах страны 40 тыс. бюджетных мест для будущих ИТ-специалистов не спасет быстро растущую отрасль от дефицита кадров, отметил Андрей Галковский, директор по развитию компании R-Style Softlab. Хотя, безусловно, увеличение почти втрое объема подготовки студентов по этому направлению положительная тенденция».
«Сейчас ИТ-отрасль испытывает большую потребность не только в высококвалифицированных кадрах, но и в кадрах более низкой квалификации: кодировщиках, тестировщиках, специалистах технической поддержки и др., рассказал CNews генеральный директор группы компаний „АйТи“ Тагир Яппаров. В России практически полностью отсутствует система средне-специальногоИТ-образования, поэтому сегодня на специальностях, не требующих высокой компетенции, работают выпускники хороших технических вузов, которые недовольны своим положением. Для других стран, например, Индии, программист-тестировщик с университетским образованием это нонсенс. Мы считаем, что очень важным сегодня является формирование системы среднего специального ИТ-образования, а также реализация различных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов. Это позволит быстро пополнять отрасль большим количеством специалистов средней квалификации, которые сегодня высоко востребованы на ИТ-рынке».
Андрей Фурсенко своим решением частично удовлетворит кадровый голод в ИТ
Как ранее заявлял министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, в нашей стране в течение последних лет ежегодные темпы роста отрасли ИКТ превышали 20%, что позволило значительно увеличить ее долю в структуре ВВП России. Объем российского рынка ИТ в 2007 г. составил, по разным оценкам, от $11,9 до $17,6 млрд. Темпы роста замедлились, но аналитики предсказывают новое ускорение.
По словам Леонида Реймана, сегодня в отечественной сфере ИТ трудится порядка миллиона специалистов. В 2007 г. отрасли не хватало около 190 тыс. новых квалифицированных работников. Общая потребность в ИТ-специалистах к 2012 г. оценивается в 234 тыс. человек в случае, если Россия будет развиваться по законам сырьевой экономики. Если страна будет развиваться по другому сценарию: движение к экономике знаний, повышение конкурентоспособности экономики, рост аутсорсинга и в целом рост сектора ИТ-услуг, то потребность в ИТ-специалистах составит более 550 тыс. человек (согласно исследованию, проведенному в 2007 г. Центром социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ, по инициативе АП КИТ).
Участники рынка признают, что в подготовке ИТ-специалистов должен продолжать принимать участие и бизнес. Хотя, как отметил Андрей Галковский из R-Style Softlab, усилия государства и бизнеса по подготовке квалифицированных кадров не могут быть одинаковыми. «Государство обеспечивает студентов фундаментальными знаниями, предлагая освоение многочисленных дисциплин, говорит он. Обучение в вузах надежное, продолжительное по срокам, но, к сожалению, не всегда прошедший такую подготовку получает действительно востребованные рынком знания и навыки. Бизнес же готов поделиться со студентами опытом и современной практикой в сжатые сроки. Он дает менее глубокую, но более актуальную сегодня подготовку». В качестве примера Галковский приводит бизнес-школы, которые дают людям возможность получить востребованное образование без отрыва от производства, а также многочисленные внутренние курсы повышения квалификации, с помощью которых крупные компании пытаются решить проблему недостатка профессиональных кадров.
Глава «АйТи» Тагир Яппаров в качестве помощи системе образования со стороны бизнеса выделяет программы сотрудничества с ведущими вузами, предполагающие создание совместных кафедр, реализацию совместных учебных программ, привлечение студентов для участия в реальных проектах при прохождении ими практики.