Gartner расставил по местам ECM-игроков
Аналитическая компания Gartner опубликовала очередное ежегодное исследование рынка ECM в мире. Лидерами рынка, оцениваемого в 3,9 млрд долларов и растущего, несмотря на кризис, стали Microsoft, IBM, Oracle, EMC и Open Text.В отчете Magic Quadrant for Enterprise Content Management, в котором аналитики Gartner описали ситуацию на рынке ECM в 2011 году и сделали прогноз на 2012 год, отмечен продолжающийся рост предложения, который составил 7,6% по итогам 2010 года (в 2009 – 5,1%) и может составить 11,4% к 2015 году. Исследователи объясняют это тем, что клиенты платят даже в условиях нестабильной экономики за повышение своей производительности труда, эффективности и качества взаимодействия с поставщиками и клиентами. По этой причине ECM внедряются для снижения операционных издержек, оптимизации бизнес-процессов, привлечения и удержания клиентов.
Александр Бейдер, директор по развитию ECM в Terralink, не удивлен цифрами Gartner, иллюстрирующими тенденцию, связанную с тем, что бизнес хорошо понял, какие преимущества ему приносит использование технологий управления контентом и научился ими пользоваться. Это подтверждается тем, что ключевые технологии как то управление бизнес-процессами, управление документами, сканирование и другие находятся на стабильном уровне применения, изменения не происходят и не предвидятся, считает эксперт.
Волшебный квадрант Gartner, рынок ECM, 2011
Источник: Gartner, 2011
Вместе с тем, падение доли программного обеспечения для управления записями является следствием того повышенного, если не избыточного, внимания которое им уделялось последнее время, говорит он. "В связи с ростом требования регулирующих органов к бизнесу, на рынок было выброшено огромное количество средств этого класса. Мы знаем примеры, когда с помощью технологий управления записями даже пытались решать несвойственные им совершенно задачи, а именно, управлять контрактами или административными документами. Понятно, что после этапа насыщения рынка наблюдается спад в этой нише", - объясняет он. Рост доли ПО социальных приложений, по его мнению, наблюдается со всей очевидностью непосредственно за счет менее применяемых, и, откровенно говоря, менее интересных с точки зрения конечных пользователей, технологий. Очень важно, считает господин Бейдер, то, что бизнес увидел, какой вклад эти социальные технологии могут внести как в повышение производительности труда сотрудников, так и в повышение привлекательности (гуманизации) информационных технологий.
Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum, согласен с тем, что рынок решений по управлению документами уже насыщен, поскольку многие крупные компании уже внедрили системы электронного документооборота, и половина продаж на этом рынке - это замена существующих систем на новые. В секторе крупного бизнеса и корпораций рост продаж будет замедляться, а чтобы активнее продавать в СМБ-секторе, вендорам часто приходится искать новые подходы к клиенту и корректировать стратегию, уверен он. Другой тренд, который выделяет эксперт - это стабильный интерес к "социальным" решениям, который он видит как осознанный спрос и сбалансированные предложения от вендоров.
Сергей Курьянов, директор по развитию "ДоксВижн", полагает, что смещение 5% веса от традиционных СЭД к социальным отражает переход фокуса интереса ИТ-аудиторий от задач соответствия законодательству к задачам групповой работы и расширения круга информации, "втянутой" в ECM. Также на это влияет продолжающийся тренд усиления доли интернет в задачах продвижения и удержания заказчиков для крупных компаний и все это совершенно адекватно отражает текущее состояние рынка, уверен эксперт.
Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", и Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС, считают, что изменения рынка кратные 5% могут трактоваться как общие экспертные оценки с соответствующей погрешностью. Помимо этого, доля подобных проектов связана с отраслевой спецификой клиента, но если поставить знак равенства между традиционными задачами российских СЭД и западным Records Management, а средства совместной работы отнести к Social Media, то Россия будет находиться в русле общемировых тенденций - спрос на канцелярии растет медленнее, чем спрос на социальное ПО, так как задачи автоматизации канцелярии у многих российских компаний уже решены.
Доли решений в области управления контентом:
Управление документами: 15% = без изменений
WCM: 10% = без изменений
СЭД: 15% в 2010, 10% в 2011 = -5% падение
ПО для сканирования: 15% = без изменений
Социальные СЭД: 10% в 2010, 15% в 2011 = +5% рост
Workflow/BPM: 25% = без изменений
Дополнительные решения: 10% = без изменений
Источник: Gartner, 2011
Помимо общей оценки трендов рынка эксперты Gartner показали сильные и слабые стороны каждого вендора, упомянутого в отчете, предложив им рекомендации по развитию на рынке, включая лидеров отрасли – Microsoft, EMC и Open Text.
Елена Иванова видит, что эти три компании сравнивались относительно успешности MS SharePoint. "ECM и OpenText имеют не столь четкую и ясную стратегию относительно позиционирования семейств продуктов и сервисов, как это есть у Microsoft, что порождает сложности в предпродаже и последующей продаже их клиентам. Также Microft сильна своими внедрениями и количеством клиентов, а также большим количеством разработок и решений различных партнеров на базе MS SharePoint, что также в конечном итоге влияет на охват рынка и на масштабность распространения". О том же говорит и Вадим Ипатов, заместитель генерального директора "ИнтерТраст" по развитию бизнеса, отмечая, что EMC Documentum и OpenText проигрывают Microsoft из-за сложности и цены.
"Microsoft сознательно выбрала путь поставщика инфраструктурных или чрезвычайно настраиваемых решений, и всегда не отказывалась делиться с партнерами, которые как раз и создают потребительские решения на платформе Microsoft. Насколько мне известно, "железные" подразделения EMC всегда были открыты для интеграции с другими поставщиками ECM-систем, и не дискриминируют их, отдавая приоритет Documentum. На мой взгляд, это разумная стратегия с точки максимизации прибыли и управления рисками", - объясняет ситуацию Сергей Бушмелев.
Господин Бейдер замечает, что претензий у Gartner к Open Text заметно меньше - кроме понятной всем (и самой Open Text безусловно) необходимости как можно быстрее интегрировать продукты приобретенных MetaStorm и Global 360 в свою линейку, а также более успешно конкурировать Microsoft, имеется только одно предупреждение относительно планов развития продукта. "Компания Open Text развивалась путем активных поглощений более мелких технологических компаний и ее портфолио содержит много параллельных по функциональности продуктов. Количество таких продуктов для ЕСМ у Open Text намного больше, чем у Microsoft и EMC, вместе взятых. Понятно, что в этих условиях пользователь, не имеющий профессиональной подготовки консультанта, понять направление их развития и/или оптимальный способ их применения не может. Это дело интегратора выбирать платформу, а не пользователя, который должен в первую очередь уметь формулировать свои бизнес-требования и контролировать результаты работы интегратора, - поясняет он. - Если посмотреть на портфолио Open Text более прагматично, то мы понимаем, что в настоящее время, по крайней мере, на российском рынке, наиболее актуальны три его линейки, а именно, основная, Open Text ECM Suite, а также расширенные – обеспечивающие интеграцию с приложениями двух его стратегически значимых партнеров – SAP и Microsoft. Лично у меня нет никаких проблем в получении планов их развития – соответствующие документы можно легко найти в партнерском разделе базы знаний Open Text". Специалист также замечает, что, по его мнению, только компания Open Text нашла способ извлечь реальную выгоду из усиления Microsoft, предоставляя исчерпывающие по функциональности и выдающиеся по эксплуатационным качествам средства для его превращения в полноценную ECM-систему, а также по интеграции функциональности по управлению контентом в SAP ERP, т.е., делая именно то, что не умеет делать Duet - собственный продукт от Microsoft.
Сергей Курьянов считает ошибочным совет Gartner Microsoft в консолидации в следующей версии своего продукта функциональности, предлагаемой сегодня третьими фирмами, так как, во-первых, Microsoft не позиционирует SharePoint как исключительно ECM систему - главной задачей продукта является организация корпоративного портала; а, во-вторых, политика Microsoft - это не делать ничего "вертикального" в области инфраструктуры, в том числе и ECM-инфраструктуры, а оставлять этот бизнес своим партнерам, при этом эта политика себя оправдывает, и для Microsoft нет причины ее менять. Дмитрий Романов считает, что лидерство Microsoft является продолжающимся авансом от компании Gartner, так как по своим функциональным возможностям ЕСМ-продуктам Microsoft еще предстоит проделать заметный путь, чтобы стать на один уровень с функциональными возможностями решений от IBM и Documentum.
В целом, эксперты российского рынка СЭД уверены, что оценки Gartner корректны в общемировом масштабе и отражают реальное положение дел в отрасли.