Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Госорганы России: нестандартное ПО запретят

Министерство экономического развития и торговли России (МЭРТ) к концу 2006 года собирается представить на утверждение проект постановления правительства РФ, включающий стандарты ПО, используемого в госорганах, и предложения по их внедрению и контролю.
Информатизация госорганов и ежегодное более чем 20% увеличение объема выделяемых средств на эти цели в последние два года привели к необходимости введения единых стандартов устанавливаемого ПО. «Общих стандартов, общих правил сегодня не существует, и наша задача состоит в том, чтобы эти стандарты сформулировать на государственном уровне», — отмечает Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления МЭРТ.

Еще несколько лет назад вопрос о стандартах ПО, которое устанавливалось в госорганах, не ставился. Если ИТ-система позволяла информатизировать работу госоргана, то она закупалась. Подход «дайте сейчас и быстрее» привел к тому, что в госорганах, в первую очередь на региональном уровне, образовался разношерстный зоопарк ИТ-систем, не стыкующихся друг с другом и не масштабируемых. Чтобы предотвратить дальнейшее развитие по этому сценарию, МЭРТ начал разработку стандартов и требований к ПО.

«Мы предполагаем в 2006 г. подготовить предложения по созданию системы стандартизации ПО, используемого в органах государственной власти, чтобы выбирать соответствующие стандарты, которые будут использоваться в органах власти, — говорит г-н Церенов. — К концу 2006 года будет подготовлен проект постановления правительства по требованиям к ПО и соответствующие положения, включая регламент работы технического комитета и положение о государственных закупках в сфере ИТ». МЭРТ собирается предусмотреть и необходимую систему отбора, которая будет работать в том числе на высоком правительственном уровне.

По словам члена рабочей группы Михаила Брауде-Золотарева, эксперта организации «Экспертно-аналитический центр», «государство в силу своих функций принуждает [использовать ПО, — прим. CNews], но это принуждение не должно носить дискриминационный характер». Как отмечает эксперт, разработанные предложения будут включать в том числе принципы отбора стандартов и перечень технологий (профилей), отобранных для использования. Разработка новых стандартов и спецификаций не предполагается. Документы готовятся и обсуждаются открыто с привлечением широкого круга экспертов из госсектора и коммерческих компаний.

Основные принципы регулирования, по словам Романа Ермакова из группы компаний «Ланит», следующие: стандартизируются не программные продукты, а специфицируемые технологии; глубина модели не более, чем необходимо для обеспечения совместимости, независимого развития и повторного использования; спецификации не разрабатываются, а отбираются; принцип регулирования не запретительный, а «предписательный».

Внимание! CNews Analytics предлагает Отчет «1000 крупнейших ИТ-проектов в госорганах России».

Угрозы растут, продажи падают: какие проблемы волнуют российский кибербез
Безопасность

Вместе с тем, предложения МЭРТ уже вызывают оправданные нарекания, однако большая их часть относится к необходимости более тщательной проработки терминологии. С другой стороны, введение стандартов признается необходимым. Например, как отмечают разработчики основных документов «электронного государства» — «Концепции стандартизации ПО», с началом внедрения электронной отчетности налогоплательщиков в государственных пенсионных фондах и налоговых органах был разработан целый ряд взаимно несовместимых программ-клиентов, зачастую привязанных к конкретным технологическим платформам (в частности, к операционной системе DOS). Срок жизни этих приложений оказался больше, чем срок жизни платформы. В результате некоторые налогоплательщики были вынуждены поддерживать парк устаревшего оборудования исключительно с целью предоставления отчетности, то есть, по сути, финансируя потребности государства сверх установленных законом налогов и сборов, что прямо нарушает Конституцию РФ.

Предлагаемые меры также призваны устранить зависимость госструктуры-заказчика от исполнителя. Показателен пример г. Москвы, когда почти каждый городской ЕИРЦ самостоятельно заказывал разработку ПО для информатизации. Более 100 небольших компаний обслуживали различные ЕИРЦ Москвы, что привело к зависимости от этих компаний, невысокому качеству контроля за производимыми работами и вносимыми в информационные системы изменениями. В результате город был вынужден произвести работы повторно — выбрать наиболее оптимальную систему и внедрить ее во все ЕИРЦ.