Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Гранды IT-рынка хотят освободиться от диктата Microsoft

В Москве прошла конференция "Свободное программное обеспечение: бизнес-модели и корпоративные инициативы", организованная Высшей школой экономики, Фондом "Новая экономика" и Издательским Домом "Компьютерра". По утверждению устроителей данного мероприятия, программное обеспечение, его разработка и лицензирование станут одним из центральных вопросов в рамках реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (как известно, призванной сократить отставание нашего государства в области информационных технологий от более развитых стран).
В мероприятии приняли участие ряд отечественных фирм и две зарубежные компании - IBM и Sun Microsystems, активно развивающие в мире направление ПО с открытым кодом, или, как его называли на конференции, "свободного ПО". В частности, бюджет Linux-инициатив IBM, по ее утверждению, исчисляется миллиардами долларов. А проект, инициируемый Sun - openoffice.org, - предоставляет возможность унифицировать офисное ПО для различных платформ. Офисный пакет StarOffise, реализованный для свободной ОС Linux, MS Windows и Solaris, позволяет сделать совместимыми все форматы файлов, а заодно и навыки пользователя.

Представители IBM и Sun считают, что предложенные ими инициативы со временем позволят пользователям перейти на свободное ПО, "соскочив с иглы" Microsoft, вынуждающей их менять устаревающие версии дорогих программных продуктов или приобретать дешевые пиратские подделки.

По мнению других докладчиков, в настоящее время большинство российских компаний пользуются нелицензионными программными продуктами и тем самым нарушают авторское законодательство РФ. Применение свободного ПО, помимо экономии денежных средств, позволит использовать продукт законно, не нарушая прав его разработчиков. Однако в России пока есть ряд юридических и технических проблем, связанных с применением на ее территории свободных лицензий (GPL - General Public License).

Александр Евтюшкин (компания "Никойл") предложил государству объявить конкурс на разработку комплекта свободного ПО для офисного применения. Главным условием тендера должна стать свободная лицензия на готовый продукт. По утверждению г-на Евтюшкина, вокруг такого продукта должна строиться инфраструктура обслуживания, в первую очередь, направленная на обучение системных администраторов и подготовку пользователей.

Своей концепцией преимуществ свободного ПО для российского IT-рынка с корреспондентом CNews.ru поделился Алексей Смирнов (компания ALT Linux):

Алексей Котов, OpenYard: Партнерские привилегии в нашей программе стали понятнее и четче
Бизнес

- Что меняется для разработчика, когда появляется ПО c открытым кодом? Становится невозможным заниматься продажей и перепродажей IT-лицензизий, что делают компании сейчас. Приходится заниматься исключительно продажей услуг по разработке и поддержке своих программных продуктов на основе бесплатного ПО. Что имеет с этого фирма-разработчик? Поскольку все исходные тексты доступны, то любая разработка становится дешевле и осуществляется быстрее.
Когда к нам приходит заказчик и просит для реализации конкретных задач разработать программу, мы предлагаем сделать это на основе свободной лицензии. Вначале клиенты отказываются, но, узнав, что в случае "несвободы" лицензии она будет в десять раз дороже, обычно меняют мнение. И потом, действительно ли фирме необходимо, чтобы код разработки не был никому известен? Главное, чтобы программный продукт работал.
В итоге - мы получаем заказ, пользователь получает нужный ему продукт, общество получает еще одну программу.
Открытость кода существенно улучшает качество разработки - стыдно выложить открытую программу, написанную плохо. Таким образом, становится возможным открытый аудит кода.
С точки зрения производителей железа, появляется возможность предложить в комплекте с оборудованием относительно недорогое и качественное ПО, разработанное в рамках Open Source. При этом исчезает зависимость от конкретных разработчиков ПО.
Третья точка зрения - это перспективы поставщиков решений. Они получают новую возможность в предоставлении обслуживания, притом обслуживания ответственного.
Если обнаруживается какая-то ошибка в закрытой программе, я могу написать о ней фирме-производителю. В лучшем случае (если я - представитель солидной компании), мне придет ответ с обещанием "в следующей версии постараться исправить эту ошибку". В худшем - мне просто не ответят.
А если я обслуживаю программу с открытыми текстами, я могу залезть в нее сам, исправить ошибку или обратиться к специалисту, который сделает это. Или я напишу об этой ошибке автору программы, потому что он мне известен, а он меня еще и поблагодарит. (Кстати, о том, кто написал Word - не известно почти никому).
Поэтому ориентация на свободный софт со стороны государства может оказаться весьма эффективным шагом для развития всей отрасли. В частности, государство может получить возможность на равных включаться в международные проекты разработки, отслеживать результаты этих разработок, причем стоимость вхождения в подобный бизнес будет очень низкой.

С просьбой оценить перспективы IT-рынка, связанные с возможностью вытеснения продаваемых программных продуктов свободным софтом, CNews.ru обратился к главе российского представительства Microsoft Ольге Дергуновой.

- Я думаю, что если мечтам о доминировании свободного ПО суждено сбыться, то как таковой индустрии программного обеспечения не будет. Концепция открытого ПО строится на том, что все, что ты написал, становится доступно для модификации другими людьми. И компания-разработчик теряет свое право на то, чтобы использовать и развивать свой программный продукт. В этой ситуации перестает создаваться добавленная стоимость, появляется куча различных версий, платформ и т.д. Поэтому наличие открытого ПО необходимо, "чтобы познавать мир", если речь идет об обучении (в школах или в университетах).
Когда люди выходят в коммерческую жизнь, где прибыльность бизнеса является ключевой основой, вряд ли можно развивать прибыльный бизнес у себя, разрушая прибыльный бизнес, называемый "индустрией программного обеспечения". И в этой ситуации появление стандартных программных продуктов - не важно, каких - становится нецелесообразным. Потому что как только компания-разработчик выпустила программу с открытым кодом, она теряет на него право. Что будет делать пользователь? Работать с мириадами разных стандартов. Что происходит с эффективностью, к которой индустрия высоких технологий шла последние 50 лет (к единым стандартам)? Она разваливается на мириады атомов.
Так что я думаю, что как концепция открытое ПО (необходимое для познания в учебном процессе) в целях бизнеса вряд ли найдет применение - как в мире, так и в России. По крайней мере, вся логика развития мирового бизнеса подсказывает, что это попытка подмены одного понятия другим и бизнеса как такового в этом нет. А поскольку Microsoft - коммерческая компания, то в этой ситуации бизнеса нет и для нас.