IBM продаст бизнес ПК китайцам?
Продажу подразделения IBM по производству ПК китайской компании Lenovo на азиатском рынке считают уже почти свершившейся, и даже называют сумму сделки $2 млрд. Западные же аналитики не столь уверены в достоверности этих слухов, указывая, что продукция обеих компаний нацелена на разные секторы рынка. Лавина сообщений о принятом корпорацией IBM решении отказаться от выпуска персональных компьютеров под собственной торговой маркой, продав свой бизнес сторонней компании, разрастается. По мнению аналитиков, оживленно комментирующих данную новость, подобное решение свидетельствует о том, что производящие ПК компании, находясь в жестких тисках очень низкой прибыльности и медленного роста, приступают к глобальной консолидации. Однако относительно масштабов грядущего процесса мнения у экспертов расходятся.По сообщению Deal.com, корпорация IBM всерьез рассматривает возможность продажи своего бизнеса по производству настольных и мобильных компьютеров китайскому производителю ПК компании Lenovo за $2 млрд. Компания Lenovo, ранее известная как Legend Group, уже была готова сделать следующий рывок в области консолидации производства ПК. Ранее в этом году ее руководство заявило, что намерено повысить долю прибыли, получаемой за рубежом. Совсем недавно компания стала крупнейшим национальным производителем ПК, оттеснив предыдущего лидера, компанию Founder Electronics, на второй план. И
«Lenovo не имеет прочных связей с корпоративной клиентской базой, подытоживает Брент Брейслин (Brent Bracelin), аналитик компании Pacific Crest Securities. Многие из числа бывших клиентов IBM после заключения сделки могут переметнуться к другим поставщикам».
Кому решение IBM на руку, так это крупнейшему в настоящее время мировому производителю ПК компании Dell, которой представляется уникальный шанс существенно обогатить собственную клиентскую базу. «Большую часть прибыли от этого получит Dell», также полагает
Для американских производителей ПК в решении IBM есть и тревожные моменты. Энди Ефстафиу (Andy Efstafiou), менеджер компании Yankee Group, указывает на тот факт, что данная сделка приведет к росту ценового давления на национальных производителей, и в первую очередь на компанию
"НР сумел завоевать и даже увеличить свою долю на рынке ПК за счет крайне агрессивной ценовой политики, поясняет Энди Ефстафиу, вследствие чего практически никаких резервов в данной области бизнеса у компании нет. У Dell есть возможность снизить цену, однако «прорыв» на рынок США зарубежного и недорогого производителя заставляет предельно внимательно следить за событиями".
Что касается самой IBM, то сам факт принятия ею подобного решения ни для кого неожиданностью не стал на протяжении ряда лет компания постепенно смещала акценты в своей деятельности с большинства «железных» направлений деятельности в область информационного консалтинга, хранения данных и серверов. В декабре 2002 года компания продала свой бизнес по выпуску жестких дисков японской Hitachi примерно за $2 млрд. Уже в этом году IBM избавилась от ряда полупроводниковых производств в том числе от линейки полупроводников для сетевых устройств, хранения данных и пользовательских приложений, проданной компании Applied Micro Circuits за $227 млн.
Бизнес по производству ПК «голубого гиганта» отчаянно боролся за право на жизнь, хотя недавно ему удалось улучшить свои показатели. В 2003 году оборот связанных с производством ПК подразделений IBM составил $11,5 млрд., что на 3,3% превысило соответствующий показатель 2002 года. Тем не менее, его убытки (до налогообложения) составили $118 млн.
Приведет ли планируемая сделка к большей консолидации рынка ПК? Ряд экспертов полагают, что даже если она и осуществится, то не вызовет цепную реакцию аналогичных сделок среди других крупных игроков. Dell традиционно с недоверием относится к покупке других компаний, а небольшие по размерам приобретения, которые компания совершала ранее, касались, в основном, не столько компьютерного «железа», сколько сервисов. НР еще не оправилась от приобретения Compaq Computers, и вряд ли примет участие в подобной игре, говорят наблюдатели.
Процесс консолидации промышленности по выпуску ПК частично уже шел на протяжении последних лет. Важной его вехой стало объединение двух гигантов НР и Compaq. Два ведущих производителя, столкнувшись с убытками, объединились в 2002 году. Сумма сделки составила $19 млрд.
Компания Gateway также предприняла попытку сократить число игроков на рынке ПК, купив за $262 млн. быстро растущего и приносящего прибыль лидера в области недорогих настольных ПК, компанию eMachines. С завершением этой сделки в текущем году исполнительный директор последней Уэйн Инойи (Wayne Inouye) возглавил Gateway, пообещав привнести в нее малозатратную структуру eMachines.
Наблюдатели отмечают, что улучшающиеся показатели Gateway делают ею саму весьма желанным приобретением. В этом случае наиболее логичным, по мнению ряда экспертов, было бы предположить, что ее гипотетическим покупателем также выступит Lenovo, которая тоже сконцентрирована на выпуске недорогих ПК.
Исследовательская компания Gartner в своем недавнем отчете предсказывала, что IBM и НР могут прийти к решению избавиться от своих занятых выпуском ПК структур, если «сокращение пределов доходности покажется слишком и резервов покажется слишком большим родительским компаниям». В отчете указывалось также, что из 10 ведущих мировых производителей ПК только Dell постоянно заявляла о прибылях на протяжении последних нескольких лет. По данным Gartner, IBM занимала третье место на рынке после Dell и НР. Девятое место было за Lenovo, десятую позицию занимала Gateway.
Ряд экспертов высказывают предположение, что более вероятна консолидация не производителей ПК, а других борющихся за место под солнцем компаний например, поставщиком элементной базы, в том числе производителей жестких дисков.
«Рынок ПК и так уже неплохо консолидирован, однако производство жестких дисков представляет собой весьма зрелую и высокоразвитую часть общей цепочки, снабжающей производителей ПК», резюмирует последнюю точку зрения
Тем временем китайцы не дают рынку возможности «переварить» заставшую его врасплох новость. По сообщению DigiTimes, Lenovo намерена анонсировать готовящуюся сделку с IBM уже на этой неделе. Новый владелец уже запланировал реструктуризацию сетей сбыта обеих компаний в мировом масштабе.