Разделы

Бизнес Телеком

i-Free вышел в Китай

Контент-провайдер i-Free запустил свои услуги в сетях двух ведущих китайских операторов — China Mobile и China Unicom. Компания планирует занять 5% китайского рынка, однако аналитики не столь оптимистичны в прогнозах.

Китай стал шестой страной, в которой начал работу российский контент-провайдер i-Free. Ранее компания появилась в Украине, Казахстане, Индии, Мексике и Бразилии. Как рассказал CNews руководитель управления международного развития i-Free Николай Матвеев, подготовка к выходу в Китай началась более года назад. В начале 2007 г. в Пекине было открыто представительство компании, которое проводило маркетинговые исследования, вело переговоры с партнерами, решало организационные вопросы. И вот недавно i-Free начала предоставлять свои услуги в сетях сразу двух ведущих китайских операторов — China Mobile и China Unicom, совокупная абонентская база которых составляет более 480 млн. человек.

Г-н Матвеев отметил, что в китайском представительстве работают местные специалисты. «Мы считаем, что не последнюю роль на зарубежных рынках играет команда местных менеджеров, которые хорошо знают не только сам рынок, но и бизнес-специфику, предпочтения потребителей, их национальный менталитет, — подчеркнул он. — Именно поэтому мы всегда делаем ставку на местных специалистов, и Китай здесь не стал исключением».

Сумма инвестиций i-Free в китайское представительство на данный момент составила около $500 тыс., до конца года планируется вложить еще $200—300 тыс. «Размер инвестиций зависит от объема рекламной кампании», — заявил Николай Матвеев. По его словам, через 2 года компания рассчитывает занять порядка 5% рынка в тех сегментах, где планирует развиваться. Это графический и музыкальный контент, информационно-развлекательные сервисы и коммьюнити-сервисы. Весь контент, который планируется продавать в Китае, будет адаптирован под местные условия.

i-Free намерен занять 5% рынка мобильного контента в Китае
i-Free намерен занять 5% рынка мобильного контента в Китае

Старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина считает, что долю в 5% на китайском рынке i-Free занять не сможет. «В Китае очень много контент-провайдеров и вследствие этого сильна конкуренция, — говорит г-жа Зобнина. — Думаю, что i-Free может получить не более 1—2% рынка. 5%, о которых они заявляли, на незнакомом рынке с наскоку не берутся, и к тому же для этого нужны очень серьезные инвестиции».

В качестве особенности китайского рынка Николай Матвеев отметил, что конкуренция в крупнейших глянцевых изданиях очень велика и не позволяет большинству контент-провайдеров прибыльно в них рекламироваться. «Кроме того, недавно были введены существенные ограничения рекламы контент-услуг на телевидении, а брошюры с рекламой контента вообще запрещено распространять на улицах на всей территории Китая», — рассказал г-н Матвеев.

Как в России сэкономили сотни миллиардов рублей на финансировании разработок в сфере цифровых технологий
Цифровизация

Положительной стороной китайского рынка, по словам Маргариты Зобниной, является то, что контент-провайдеры получают больший процент от оператора (около 70—80%), чем в России (в среднем 50%). Правда при этом, как рассказали CNews в компании i-Free, контент в Китае стоит значительно дешевле, чем в России, причем цены сильно упали в последнее время — обычная цена за картинку или рингтон — 2—3 юаня (примерно $0,25—0,40, соответственно), игра — 6—8 юаней ($0,75—1). В России Java-игры в настоящее время стоят около $3 без НДС.

Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин считает, что для реального, а не номинального присутствия на этом рынке нужна поддержка местных бизнесменов, а еще лучше — властей. Иное мнение у Маргариты Зобниной. По ее мнению, для такого сравнительно небольшого бизнеса, как у контент-провайдеров, достаточно иметь ровные отношения с китайскими властями, а в остальном действует свободная конкуренция.

В другом крупном контент-провайдере — Infon, — CNews заявили, что компания не собирается выходить на азиатские рынки. «Не так давно мы присоединились к группе компаний LaNetro Zed, которая после слияния с MonsterMob занимает лидирующую позицию на мировом рынке. После слияние группа компаний LaNetro Zed представлена в 31 стране мира, включая крупнейшие европейские рынки, Китай, Россию и США», — заявила CNews руководитель группы маркетинговых коммуникаций Infon Татьяна Гореликова. Напомним, что в феврале 2007 г. LaNetro Zed купила 52,6% акций британского контент-провайдера MonsterMob за $66,5 млн., который в свою очередь в декабре 2005 г. приобрел контроль над Infon.

Олег Горбатов