Выручка мировых поставщиков услуг в сегменте ИКТ впервые с 4-го квартала 2007 г. увеличилась квартал к кварталу. Замедлилось снижение и в сравнении год к году. Российские аналитики, в то же время, не спешат делать выводы по локальному рынку, ожидая более убедительных признаков.
После шести кварталов последовательного снижения, в 3-м квартале 2009 г. выручка от услуг в сфере ИКТ впервые увеличилась в квартальном сравнении на 3,6% до $59,8 млрд. Причем рост коснулся всех сегментов. Это свидетельствует о том, что худшее время пройдено, считают аналитики консалтинговой компании Ovum, осуществляющей наблюдение за финансовыми показателями двадцати четырех крупнейших мировых провайдеров услуг.
В сравнении год к году, тем не менее, выручка сократилась на 4,9%. Однако даже такой результат лучше двух предыдущих в 1-м квартале 2009 г. выручка снизилась на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., во 2-м квартале на 10,2%.
"Стоит отметить, что речь идет о росте квартал к кварталу. Кроме того, третий квартал это сезонное оживление. Как результат, говорить о выходе отрасли из кризиса рано, но, похоже, она достигла своего дна, считает аналитик компании «Финам» Владимир Сергиевский. Удастся ли быстро «всплыть», зависит от динамики мировой экономики. Пока она не продемонстрирует убедительных признаков оживления, компании не пойдут на значимые увеличения затрат в сфере ИКТ, хотя дальнейшее сокращение издержек также маловероятно, так как оно чревато существенным снижением конкурентоспособности".
Наилучшие результаты в 3-м квартале 2009 г., по данным Ovum, продемонстрировал сегмент услуг в сфере программного обеспечения и информационных технологий. Динамика в секторе услуг, относящихся к бизнес-процессам и системам связи, оказалась хуже.
Продажи услуг в сфере программного обеспечения и информационных технологий в 3-м квартале 2009 г. составили $28,3 млрд, это на 6% больше по сравнению с предыдущим кварталом и на 1,9% ниже уровня 3-го квартала 2008 г. Тремя ведущими игроками данного рынка являются Fujitsu, HP и IBM, им вместе принадлежит 68% рынка. Замыкают десятку Amdocs, BT Global Services, Convergys, Infosys, NEC, T-Systems и TCS.
Мировой и российский рынки ИКТ-услуг минули кризисное дно
Консалтинг в сфере бизнес-процессов в 3-м квартале 2009 г. принес $18,6 млрд, что на 2,4% больше в сравнении квартал к кварталу и на 6,6% меньше в сравнении год к году. В 1-м и 2-м кварталах текущего года снижение выручки в этом сегменте год к году составило 12,5% и 12,9% соответственно, то есть, также имеет смысл говорить о восстановлении. IBM, Accenture и CSC являются ведущими игроками данного рынка, занимая 87%.
Продажи услуг в сфере систем связи составили $12,8 млрд, на 0,6% больше в сравнении квартал к кварталу и на 8,6% меньше в сравнении год к году. В связи с сокращением затрат на оборудование, сократились затраты и на услуги по его обслуживанию на 17,7% по сравнению с прошлым годом. Первую, вторую и третью по величине долю в этом сегменте занимают соответственно Cisco, Huawei и Ericsson. Услуги по обслуживанию сетей за год сократились всего на 5% до $9,5 млрд. T-Systems,NSN, Ericsson и Alcatel-Lucent занимают в этом сегменте с первого по четвертое места соответственно.
При анализе первых девяти месяцев с начала года, можно сделать вывод, что услуги в сфере ИКТ превзошли по динамике продажи аппаратного и программного обеспечения продажи услуг сократились на 7,8%, тогда как товаров на 17,2%. За последние двенадцать месяцев доля выручки с продажи услуг в суммарной выручке всех компаний, за которыми аналитики наблюдают, выросла с 42,9% в 3-м квартале 2008 г. до 45,2% в 3-м квартале нынешнего года.
«Что касается России, то ситуация у нас в целом соответствует мировой. Правда, амплитуда у нас все-таки выше, продолжает Сергиевский. По предварительным оценкам, в 3-м квартале рынок вырос на 58%, но снижение год к году превышает 20%. Здесь стоит учитывать более позднее вступление России в кризис, а также фактор девальвации рубля. Низкий уровень проникновения ИКТ в России создает риски дальнейшего снижения (например, при секвестре государственных программ), однако, как и во всем мире, восстановление зависит от ситуации в экономике в целом».