Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Телеком ТВ и радио

Видео по запросу: «Тройка Диалог» вложила $4,25 млн в российский стартап

Венчурный фонд «Тройки Диалог» инвестировал в компанию Vidimax, которая разрабатывает систему распространения лицензионного видеоконтента в сетях интернет-доступа. Стартап предлагает принципиально иную схему работы с правообладателями, нежели та, что используется провайдерами в настоящее время. Участники рынка советуют испытать ее на регионах.

Компания Vidimax, получившая инвестиции в размере $4,25 млн от венчурного фонда Татарстана под управлением «Тройки Диалог», создает открытую систему для публикации и распространения лицензионного видеоконтента по сетям доступа в интернет. По словам разработчиков, система является уникальной для российского рынка. Средства, инвестированные «Тройкой Диалог», пойдут на завершение разработки платформы и запуск сервиса в коммерческую эксплуатацию, который намечен на весну 2010 г. В обмен на инвестиции «Тройка» получила контроль в стартапе.

Vidimax была основана Светланой Беловой и Павлом Ребровым, разработка системы началась более года назад, до привлечения инвестиций был разработан прототип системы. Белова ранее занимала управленческие позиции в «Акадо», «МТУ Интел» (с 2006 г. - «Комстар-Директ», оказывает услуги под брендом «Стрим») и возглавляла компанию «Нетвиль» (покупает видеоконтент и предлагает его потребителям через интернет-провайдеров). Павел Ребров до Vidimax руководил направлением Video over IP в компании CTI, а затем был менеджером по развитию бизнеса в российском офисе Cisco, где занимался IPTV.

Платформа Vidimax даст правообладателю видеоконтента прямой доступ к конечному потребителю через сеть интернет-провайдера. Правообладатель сможет мониторить число просмотров его фильмов или передач в реальном времени, собирать статистику по количеству и географии просмотров. Интернет-провайдер, работающий с Vidimax, получит 25% отчислений от дохода, полученного с конечного пользователя. Эта практика, по словам Светланы Беловой, уже обкатана. Сам Vidimax получит около 20%, а более 50% - уйдет правообладателю.

«У интернет-провайдеров при такой модели отпадает необходимость делать гарантийную предоплату правообладателям, - говорит Белова. – Эта предоплата является гарантией дохода для правообладателя, но не всегда обеспечивает доходность провайдера. В нашем же случае расчет происходит по факту просмотров».

По мнению Артема Юхина, у технологии Vidimax, не зависящей от полосы пропускания и качества распределительных сетей, большие перспективы в России
По мнению Артема Юхина, у технологии Vidimax, не зависящей от полосы пропускания и качества распределительных сетей, большие перспективы в России

Пользователь системы Vidimax, в свою очередь, получит широкий выбор видео и других медиасервисов (персональные рекомендации, удобная навигация по меню телевизора, предпросмотр и отзывы по контенту) в любое время в желаемом качестве, в том числе – в формате высокой четкости (Full HD), обещают в компании.

Сумма, инвестированная «Тройкой» в Vidimax, вполне адекватна, считает Дмитрий Васютинский, управляющий директор венчурных фондов «Allianz Росно Управление Активами». До трети этой суммы, по его мнению, может уйти на продвижение сервиса.

Интернет-провайдеры с интересом восприняли идею Vidimax, но считают, что в основном услуга будет пользоваться спросом у небольших региональных провайдеров. «Что касается крупных интернет-операторов double-play (интернет + ТВ, - прим. CNews), в том числе нас, то это может быть интересно только с точки зрения формирования определенных премиум-пакетов», - говорит CNews Дмитрий Багдасарян, коммерческий директор «Комстар-Регионы».

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Светлана Белова согласна, что основными клиентами Vidimax станут региональные интернет-провайдеры: «Нами были получены некоторые комитменты от операторов, в частности от СЗТ и нескольких домашних сетей, клиентские базы которых - около 30-40 тыс. абонентов». По мнению представителя «Акадо» Дмитрия Захарова, для регионов модель Vidimax интересна, но компании придется создать под себя новый рынок, продвигая идею покупки фильмов через интернет. Сейчас, по его оценкам, услугой видео по запросу пользуются только около 10% абонентов интернет-провайдеров. Дмитрий Васютинский оценивает этот показатель на уровне от 5% до 15% в разных регионах.

«Наша компания предлагает зрителям 185 каналов и имеет хорошо налаженные связи с правообладателями, а также уже осуществленные инвестиции в специализированное оборудование, - говорит Захаров. - Поэтому нам, как и многим другим крупным операторам, не нужен посредник при работе с правообладателями». К тому же, по его словам, в 2010 г. «Акадо» планирует запустить собственный сервис видео по запросу.

Аналогичный Vidimax проект – Vudu в 2007 г. был запущен на североамериканском рынке и уже завоевал широкую популярность, напоминает директор венчурных фондов «Тройки Диалог» Артем Юхин. «В России, где уже более 9 млн домохозяйств подключены к интернету, а инфраструктура остается серьезной проблемой, у технологии Vidimax, не зависящей от полосы пропускания и качества распределительных сетей, большие перспективы», - считает он.

Венчурный фонд Татарстана под управлением «Тройки» в 2009 г. также инвестировал в компании SnS (разработчик антивирусов, объем вложений – не более $4,5 млн) и Evernote (интернет-сервис для хранения заметок, $4,5 млн). Ранее этот же фонд вложился в компанию iiko (занимается созданием систем для автоматизации ресторанов, около $4 млн) - стартап основателя группы компаний Abbyy Давида Яна. Всего, как сообщил в интервью CNews Артем Юхин, в портфеле «Тройки» сейчас находится 8 компаний, получивших венчурные инвестиции.

Александр Левашов