Интеграторы: Компании, закупившие лицензии Autodesk, спокойно проработают на текущих версиях еще 3-5 лет
Российские интеграторы не склонны драматизировать запрет Autodesk на продажу своего ПО компаниям, попавшим под санкции США. Уже имеющиеся лицензии позволят им работать достаточно долго и без поддержки со стороны производителя. В дальнейшем можно будет переориентироваться на свободное или российское ПО, а в крайнем случае использовать пиратские копии.Компании, закупившие лицензии Autodesk, смогут проработать на нынешних версиях продуктов еще от трех до пяти лет, оставаясь вполне конкурентоспособными, заявил CNews Виталий Кононов, гендиректор компании «Неолант», российского партнера Autodesk.
«Неолант» называет себя единственным CSI-партнером (Consulting System Integrator) Autodesk в России и СНГ и обслуживает в числе прочего компании из госсектора, нефтегазовой, атомной и энергетической отраслей.
Затруднения с использованием продуктов Autodesk у некоторых российских организаций, работающих в этих отраслях, начались после 12 августа 2014 г. Тогда штаб-квартира Autodesk особым письмом запретила поставлять свои продукты предприятиям из «санкционных списков» Минфина США.
На середину августа в эти списки входили около двух десятков компаний из банковской, оборонной и нефтегазовой отраслей («Ижмаш», «Калашников», «Созвездие», «Стройтрансгаз» и др.), большое количество российских депутатов и чиновников, военно-политических активистов Донецкой и Луганской народных республик, а также Виктор Янукович.
Денис Маринич, директор департамента САПР/ГИС компании Softline (также является партнером Autodesk), полагает, что на имеющихся у заказчиков продуктах Autodesk можно работать «практически бесконечно» (во всяком случае, до тех пор, пока не выйдет новая версия операционной системы, которая не будет поддерживать эти решения, уточняет он).
Представительница российского офиса Autodesk Наталья Райкова, выразив надежду, что санкции США носят краткосрочный характер, подтвердила, что «пользователи могут работать на старых версиях и по несколько лет».
По оценке «Неолант», сейчас в России насчитывается несколько сотен официальных корпоративных пользователей Autodesk (около 10 тыс. по данным представительства Autodesk), из них под санкции попали несколько десятков. Однако, говорит Виталий Кононов, это очень крупные потребители, которые используют сотни лицензий программного обеспечения, поэтому можно говорить, что под санкции Минфина США в России попали тысячи и даже десятки тысяч рабочих мест с установленными продуктами Autodesk.
Денис Маринич из Softline признает, что в санкционном списке есть клиенты и его компании: «В основном, это клиенты, работающие в атомной и военно-промышленной отраслях». Поскольку Softline является официальным партнером Autodesk, она будет вынужденп исполнять все требования вендора, говорит Маринич.
Виталий Кононов из «Неоланта» замечает, что для компании, которая должна будет выполнить поставку ПО в организацию, попавшую под санкции, единственной защитой в случае подачи арбитражного иска будет пункт договора о форс-мажорных обстоятельствах. Он признает трудность сложившейся ситуации и полагает, что вопрос работы в условиях санкций должен быть решен на государственном уровне: «ведь российские компании точно не виноваты, что они не смогли поставить ПО из-за введенных санкций».
Наталья Райкова из Autodesk рассказала CNews, что во всех транзакциях на закупку или обновление ПО указывается наименование конечного пользователя, и, если этот пользователь находится под санкциями США, транзакция блокируется. Поэтому проведение таких транзакций технически невозможно.
В «Неоланте» предполагают, что их пострадавшие клиенты «конечно, уже сейчас начнут искать возможности замещения американских технологий». Вероятно, следует ждать замены американских программ российским ПО, ПО тех стран, которые не предъявят санкций (в том числе Индии и Китая), свободно распространяемым ПО и, «в крайнем случае, нелегальным ПО, как это уже было в прошлом веке». Так что в первую очередь финансово от санкций пострадают сами американские компании-производители, говорит Виталий Кононов.