Интернет повторяет путь радио и телеграфа
Появление интернета дало толчок развитию новых технологий и изменению мира. Однако Всемирная Сеть не была первым открытием подобного рода. Интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники - телеграф и радио, рассказывается в последнем выпуске Washington ProFile. В 1837 году был создан телеграф - первое телекоммуникационное изобретение, способное сократить время и расстояния. В 1998 году телеграф получил почетное прозвище "викторианский интернет" (имеется в виду эпоха, когда Великобританией правила королева Виктория). Телеграф позволил активизировать деловую жизнь, сделать работу средств массовой информации более оперативной. Именно телеграф позволил создать фондовый рынок в современном понимании этого термина. Более того, он сделал фондовый рынок глобальным - брокеры в США смогли покупать ценные бумаги в других странах и наоборот.В отличие от интернета, развитие телеграфа шло значительно более медленными темпами. Первая телеграфная линия была введена в строй лишь через 8 лет после создания телеграфа. Как и интернет, телеграф постепенно стал средством общения людей. "Смайлики" и сокращения, ныне используемые в электронной почте, впервые появились в 1850-е годы, когда британские телеграфисты стали передавать друг другу телеграммы с сокращениями. Например, буквы GM были сокращением от фразы Good Morning (Доброе утро). Деловой мир активно использовал шифрованные сокращения по иным причинам: для более быстрой передачи сообщений и для запутывания конкурентов. В результате возникла особая субкультура телеграфистов: они обрастали друзьями в других странах и континентах и даже завязывали "телеграфные романы". Нечто подобное произошло и с пользователями интернета, разбившимися на геймеров (любителей онлайновых игр), хакеров (борцов за свободу информации или грабителей), чатеров (любителей общаться в Сети) и т.д.
Некогда предполагалось, что появление телеграфа отправит в небытие газеты и журналы, поскольку телеграф способен предоставлять информацию намного оперативнее, чем традиционные средства массовой информации (позже то же самое говорили про телевидение, а сейчас - про интернет). Однако этого не произошло: телеграф позволил традиционным СМИ работать намного быстрее и эффективнее, не заменив, а дополнив их.
Коммерческое использование телеграфа началось гораздо быстрее, чем аналогичное использование Всемирной Сети. Уже первая телеграфная линия была создана в интересах бизнеса - первая интернет-сделка (продажа книги) была совершена лишь через четверть века после появления интернета. В отличие от интернета, телеграф не стал массовым явлением. Возможно, это было вызвано дороговизной его услуг - стоимость международной телеграммы достаточно высока. По мнению Майкла Тотти (Michael Totti), журналиста газеты The Wall Street Journal, телеграф был столь коммерчески успешен, потому что с самого начала опирался на платность предоставляемых им услуг. Пользователи интернета в большинстве случае не платят за получаемую информацию - ее фактически дарят посетителям владельцы сайтов.
Первый радиосигнал был послан в 1895 году, началом "эры радио" считается 1906 год. В отличие от телеграфа, радио (как позже и интернет) стало феноменом массовой культуры. Уже в начале 1930-х годов ежедневная мировая аудитория радиослушателей достигала 50 млн. человек - немногие книги и газеты имели такое же количество читателей. Однако радио развивалось намного медленней интернета. Прошло 15 лет после изобретения радио, прежде чем были проведены пробные сеансы массового радиовещания, и четверть века, прежде чем в мире появилась первая радиостанция (она была создана в американском городе Питтсбург и называлась KDKA). Первые годы существования радио были омрачены появлением многочисленных экспертных прогнозов, предсказывавших, что радиовещание может быть полезно в военных целях, но никогда не будет способно приносить прибыль. Доказательство: радиорекламу нельзя предъявить рекламодателю, как это можно сделать с объявлением, напечатанным в газете.
Как и сейчас, первые радиостанции боролись за свободу распространения музыки, как и сегодня, граммофонные компании расценивали это как нарушение авторских прав и начало конца музыкального бизнеса. Подобно пользователям интернета, радиослушатели быстро образовали особую касту. Для них радиопередачи часто становились более реальными, чем настоящая жизнь. Общеизвестен пример с радиотрансляцией романа Герберта Уэллса "Борьба миров". Будущий классик мирового кинематографа Орсон Уэллс (Orson Wells) превратил литературные чтения в радиорепортаж. Несмотря на то, что трансляцию постоянно прерывали объявления о том, что это лишь инсценировка романа, десятки тысяч американцев поверили во вторжение марсиан.
Фанатами радио, в большинстве своем, были молодые, образованные люди с уровнем дохода выше среднего. Как и современные почитатели интернета, они проводили долгие часы и даже целые ночи вместе с радио, пытаясь поймать наиболее далекие радиостанции. Часто они становились не просто радиослушателями, но и радиолюбителями. Они покупали, а иногда самостоятельно собирали радиопередатчики и вступали в общение с другими радиолюбителями. Радиолюбители-коротковолновики образовали своеобразную касту. К их числу принадлежали даже некоторые коронованные особы (король Иордании Хуссейн) и, естественно, знаменитые путешественники (Тур Хейрдал, Ален Бомбар). Появление интернета не заставило радиолюбителей отказаться от любимого хобби.
Радиостанции могут использовать радиочастоты, но они им не принадлежат. Государства изначально регулировали право доступа к радиочастотам и продолжают это делать и поныне. Успех или неуспех радиостанций зависит не только от их качества и мнения публики, но и от чиновников. В этом плане интернет предоставляет значительно больше свободы. Однако и интернет все чаще сталкивается с попытками установления контроля со стороны различных государственных органов. Постепенно интернет начинает идти по пути радио и в сфере бизнеса. Бурный процесс появления новых сайтов постепенно переходит в иное русло: крупные компании получают контроль над многими из них. Нечто подобное долгие годы происходит и на радиорынке: мелкие и региональные станции переходят под контроль крупных медиакомпаний.
И последняя аналогия: в 1920-е годы акции радиовещательных компаний были лидерами на бурно развивавшемся фондовом рынке США, также, как акции интернет-компаний (дот-комов) в 1990-е годы. В 1928 году акции американской радиовещательной компании RCA начали продаваться на рынке за $85. Через полтора года они стоили уже $500. Однако далее последовал крах и падение курса этих ценных бумаг до $20 (подобное произошло и с акциями дот-комов). Ценные бумаги радиокомпаний не пользовались особым успехом у биржевиков вплоть до середины 1950-х годов. Однако начавшийся было взлет их котировок прекратился. В мире появилось телевидение. Появится ли подобный конкурент и у интернета - покажет время.
Источник: по информации Washington ProFile.