Разделы

Телеком Мобильная связь Техника ИТ Революция

iPhone в Москве: без паники

Долгожданное начало продаж коммуникатора iPhone 3G в России не вызвало массового ажиотажа: в отличие от невиданного спроса на это устройство за рубежом, у офисов российских операторов ночью скопилось лишь по несколько десятков фанатов. Отсутствие повышенного покупательского интереса может привести к серьезным проблемам для операторов большой тройки, обязавшихся продать 4 млн данных устройств.

В ночь с четверга, 2 октября, на пятницу, 3 октября в России начались продажи коммуникатора iPhone 3G производства корпорации Apple. Дистрибуторами iPhone 3G в России являются сотовые операторы «большой тройки» - «Вымпелком», «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «Мегафон» - которые ради такого случая открыли двери некоторых своих офисов в 00:00 часов по времени соответствующих регионов. Первыми коммуникаторы получили жители Дальнего Востока: «Вымпелком» начал продажи в Петропавловске-Камчатском, «Мобильные ТелеСистемы» – во Владивостоке.

В Москве с наибольшей помпой стартовали продажи у «Вымпелкома»: это происходило сразу в трех столичных офисах, причем во флагманском салоне продаж на Старом Арбате церемонию начала продаж вели звезды телевидения Андрей Малахов и Тина Канделаки. Последняя публично обменяла свой «серый» iPhone второго поколения на «белый» iPhone 3G. МТС, начав продажи iPhone в офисе на м. Сухаревская, одновременно представила свою новую концепцию салонов связи, позаимствованную у Apple: теперь в офисах расположены диваны и интерактивные стенды, а клиентам предоставлены большие возможности для самообслуживания.

Однако предложение не спать ради того, чтобы стать одним из первых в России пользователей «белого» iPhone, заинтересовало не так уж много людей. У офисов столичных МТС и «Вымпелкома» в ожидании начала продаж томилось в ожидании лишь по несколько десятку человек, а после наступления полуночи очереди быстро рассосались. «Надеюсь, нас – журналистов - не покажут по телевизору под видом техногиков-леммингов, жаждавших купить iPhone», - написал в своем блоге корреспондент одного из деловых изданий, освещавших церемонию начала продаж. Не наблюдалось скоплений людей и перед офисами крупнейших ритейлеров, также начавших в полночь продажу iPhone: например, очередь перед магазином «М.Видео» составляла всего три человека. Это не идет ни в какое сравнение со стартам продаж iPhone зарубежом: в некоторых странах очередь на его покупку занимали за двое суток.


Журналистов на открытии продаж iPhone было не меньше, чем фанатов техники Apple

Третьему сотовому оператору - «Мегафону» - удалось достичь несколько больших успехов в деле привлечения покупателей. Перед офисом Z:Store (официального дилера Apple) на Тверской-Ямской, где «Мегафон» дал старт продажам iPhone, собралось 50 – 100 человек, перегородивших улицу. Дабы скрасить ожидание, «Мегафон» даже снабдил клиентов горячим кофе и дождевиками. «Здесь так много народу, что мы не можем пройти к кассам», - жаловались в пресс-службе сотового оператора. И это при том, что «Мегафон» действовал наиболее скрытно и, в отличие от «Вымпелкома» с МТС, до последнего момента не объявлял расценки на прилагающиеся к коммуникатору тарифы. Правда, стоит отметить, что еще 1 октября агентство «РИА-Новости» сообщило со ссылкой на свои источники о том, что один из сотовых операторов и несколько ритейлеров наняли актеров для имитации покупателей iPhone.

Как упорядочить деловые коммуникации и выиграть до 20% рабочего времени
Цифровизация

Впрочем, были среди покупателей и настоящие фанаты творения Стива Джобса. Например, 13-летний мальчик Юра простоял вместе со своей матерью 5 часов перед офисом МТС, ожидая старта продаж iPhone 3G. Еще один фанат продукции Apple приехал в Москву из Краснодарского края, хотя в его регионе МТС также запустила продажи iPhone. Покупатели проявляли интерес именно к «белой» версии iPhone. «Я хотел было купить iPhone на «Горбушке», но узнав, что в продаже появилась «белая» версия, решил, во избежание возможных поломок, купить ее», - поделился с корреспондентом CNews один из стоявших в очереди клиентов. Немалый спрос наблюдался на услугу предзаказа iPhone, которую все три сотовых оператора предлагают на своих веб-сайтах: у МТС ее воспользовалось 34 тыс. человек, у «Вымпелкома» - несколько десятков тысяч.

Главный фактор, отталкивающий российских потребителей от iPhone 3G – это его цена, составляющая 23 тыс. руб и 28 тыс. руб в зависимости от объема встроенной в аппарат памяти. Для сравнения, в США он стоит $199,99. Еще со времен iPhone второго поколения, не поставлявшегося в Россию, была отработана схема с ввозом аппаратом из Америки и их последующей адаптацией для российских сотовых сетей, которую стали уже применять и для iPhone 3G. Кроме того, количество используемых в России телефонов iPhone 2G исчисляется сотнями тысяч, при том что серьезного стимула в его замене на iPhone 3G пока нет ввиду малого распространения сетей сотовой связи третьего поколения.

На Apple неофициально жалуются и в сотовых компаниях: американская корпорация требует полного согласования всех действий, связанных с iPhone, запрещает использование яблок в продвижении продукта и вообще какую-либо предварительную рекламу коммуникатора (выход из последнего ограничения нашли в МТС, сотрудники которой стали рекламировать место в очереди на покупку iPhone). Собственно, и сама дата начала продаж должна была быть секретом, но стала в итоге «секретом полишинеля». Все вышеназванные факторы усложняют задачу «большой тройки», операторы которой, по неофициальным данным, обязались перед Apple продать 4 млн коммуникаторов iPhone 3G.

Игорь Королев