Разделы

Бизнес

ИТ-рынок России: различные стадии роста

Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2002 г. По оценкам специалистов компании, в прошедшем году наблюдался рост продаж ПК, серверов и ноутбуков, уверенный рост сектора ИПБ, взрывоподобный рост продаж ЖК-мониторов и уменьшение доли ЭЛТ-мониторов. 2002 г. также стал периодом бурного роста рынка презентационного оборудования, был отмечен опережающий рост сегмента лазерных принтеров и снижение цен на планшетные сканеры.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров в 2002 г. оценивается примерно в 2,9 млн. шт., что в денежном выражении соответствует $1865,5 млн.

Около 92% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, почти 6% - на ноутбуки и порядка 2% рынка - это серверы на платформе Intel. По сравнению с 2001 г. объем продаж ПК вырос почти на 16%. В сегменте серверов рост составил 28,6%, а ноутбуков было продано на 58% больше, чем годом ранее.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 3,1 млн.шт., что превысило показатели 2001 г. на 24%. На этом рынке 2002 год прошел под знаменем активного выхода ЖК-мониторов на массовый рынок, что сопровождалось очень значительной ценовой эрозией буквально во всех технологических сегментах и диагоналях. В результате рынок за 2002 г. оценивается "всего" в $783 млн., что превысило результаты 2001 г. примерно на 20%.

Продолжалось уменьшение доли 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, продажи которых по результатам года составили всего 26,5% рынка. В результате доминирующим сегментом стали 17-дюймовые ЭЛТ-аппараты, чья доля достигла почти 57%. Однако основной тенденцией прошлого года был взрывоподобный рост продаж ЖК-мониторов, их объем за год более чем утроился, а рыночная доля составила около 14%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21(22)-дюймовых ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться и они окончательно превратились в нишевый товар.

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в 2002 г. наблюдалось продолжение уверенного роста продаж буквально во всех технологических сегментах. Благодаря этому показатели 2001 г. были превышены на 32%. В итоге в прошлом году был преодолен барьер в один миллион проданных устройств, в денежном выражении объем продаж составил почти $170 млн.

Продолжал уверенно расти сегмент line-interactive-ИБП, доля которых превысила 66% рынка, доля off-line-ИБП уменьшилась до 32%, а продажи on-line-устройств составили 1,7%. В последнем сегменте наиболее быстрорастущими подсегментами являются "легкие" on-line-ИБП (мощностью до 3 кВА), а также модульные системы.

Презентационное оборудование

Для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования - мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) - 2002 г. был периодом бурного роста, который сопровождался значительными изменениями структуры товарного предложения и долей вендоров.

За год "регулярный" рынок MMP составил почти 14 тыс. устройств, что превысило показатели года предыдущего примерно на 57%. Кроме того, в течение второго полугодия 2002 г. в рамках тендера "Дети России" в школы страны было поставлено более 6 тыс. MMP, которые в общую цифру не включены, поскольку такие аномальные "выбросы" существенно искажают общую картину.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В прошедшем году на российском рынке MMP по-прежнему доминировали устройства, использующие технологию DLP или LCD, на их совокупную долю приходилось более 99% всего рынка. Из этих двух технологий более популярна LCD, обеспечивающая свыше 80% продаж.

Одной из основных тенденций 2002 г. было снижение цен на MMP. Однако ценовая эрозия носила довольно умеренный характер, по-прежнему основной пик продаж приходился на диапазон цен от $2 тыс. до $4 тыс. Вместе с тем быстрыми темпами росли объемы рынка сверхдешевых проекторов (стоимостью менее $2 тыс.), продажи которых фактически начались только в прошлом году.

В сегменте PDP 2002 г. был еще более успешным, - проданные почти 12,5 тыс. панелей превысили показатели года предыдущего почти в 2,5 раза. По темпам роста этот сегмент можно считать одним из наиболее успешных на ИТ-рынке.

На российском рынке по-прежнему преобладают плазменные панели с диагональю 42 дюйма, они составляют около 60%. "Большие" PDP (с диагональю 50 дюймов и выше) имеют довольно стабильную долю, в то время как продажи маленьких панелей (с диагональю менее 40 дюймов) растут опережающими темпами.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Принтеры

По оценкам ITResearch, за последние два года объем российского рынка принтеров удвоился, и в 2002 г. он превысил 2 млн. устройств. Особенно быстро росли продажи лазерных принтеров, доля которых в структуре принтерного рынка увеличилась до 40,7% (в 2001 г. - 35%). Практически весь этот прирост происходил за счет матричных принтеров, поставки которых сократились в абсолютном выражении на 30%. Доля струйных принтеров (53% рынка) осталась на уровне 2001 г. В то же время из-за усилившейся в 2002 г. эрозии цен темпы роста денежного объема принтерного рынка (чуть более $450 млн.) заметно снизились, составив 14,7%.

Опережающий рост сегмента лазерных принтеров в значительной мере определился повышенным спросом на продукты начальных уровней производительности, особенно в диапазоне 9-12 стр./мин, которых в 2002 г. было продано почти в три раза больше, чем годом раньше. Больше чем наполовину увеличились продажи цветных лазерных принтеров, чему в немалой степени способствовало появление на рынке моделей нижнего ценового класса (стоимостью от $1000 до $1500).

Сканеры

В 2002 г. на российском рынке сканеров официальными партнерами вендоров было продано 494,1 тыс. устройств на общую сумму $58,7 млн. (в розничных ценах). По сравнению с теми же показателями в 2001 г. это означает рост на 81,9% в штуках и 50,9% в деньгах. Снижение цен сказалось сильнее, чем наблюдающееся с 2001 г. смещение спроса потребителей в сторону более качественных продуктов, и "численное преимущество" сканеров стоимостью менее 100 долл. значительно возросло, превысив 67% рынка (в 2001 г. - 58%). В результате "среднестатистическая" стоимость планшетного сканера снизилась за последние два года почти на 25%.

Источник: по материалам исследования аналитической компании ITResearch.