Каждый третий офшорный проект проваливается
Согласно новому исследованию, каждый пятый руководитель ИТ-службы был вынужден прибегнуть к практике офшорного аутсорсинга из-за давления со стороны совета директоров и акционеров компании. Треть представителей ИТ-служб призналась в провале офшорного проекта. Исследовательская компания Ventoro провела опрос 5231 представителя ИТ-служб различных компаний из США, Великобритании, Канады и Европы. 19% респондентов заявили, что прибегают к офшорному аутсорсингу. Из них 45% назвали такую практику успешной, а 36% - провальной.Треть опрошенных заявила также, что их компании пришлось передать работу, порученную офшорным исполнителям, обратно прежней команде, из-за «проблем с выполнением работы».
Основным поводом, побуждающим обращаться к офшорному аутсорсингу, остается снижение расходов, хотя каждый пятый представитель ИТ-службы отметил также давление со стороны совета директоров и акционеров. Отказаться от практики офшорного аутсорсинга компании заставляют опасения, связанные с вопросами информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и качества исполнения работ.
В то же время, исследователи отмечают интересный факт: с проблемой подмены IP-адресов, возникшей по вине офшорных исполнителей, сталкивалась лишь каждая десятая компания, в то время как в двух из трех случаев таких подмен ответственность лежит на одном из служащих самой компании.
Основной причиной провала офшорных проектов исследователи называют недостаточную подготовку и ошибки, допущенные в работе компании-заказчика аутсорсинговых услуг. В то же время, специалисты Ventoro признают, что некоторые из офшорных вендоров могут пытаться ускорить процесс подготовки к заключению контракта, чтобы ускорить его подписание.
Аналитики Ventoro советуют также всем желающим использовать услуги офшорных исполнителей не ожидать непомерного сокращения расходов. Если учитывать опыт всех рассморенных офшорных проектов – как успешных, так и провалившихся – то в среднем с их помощью издержки заказчиков сократились не более чем на 10%. Хотя, если принимать во внимание лишь успешные проекты, то этот показатель повысится примерно до 19%. "Если вы ожидаете, что офшорный проект поможет сократить расходы на 50% и больше, то ваши ожидания нельзя назвать реалистичными".
Кроме того, обращаясь к практике офшорного аутсорсинга, компаниям следует учитывать вероятность передачи функций удаленных исполнителей обратно тем, кто выполнял их ранее. Исследователи советуют компаниям, рассматривающим вероятность применения офшорного аутсорсинга, задать вопрос своим клиентам – готовы ли они заплатить больше за то, чтобы услуги оказывались местными исполнителями. Если клиенты выразят согласие, то от офшорной практики лучше отказаться.
«Думаю, что названная цифра провалов в 36% является сильно завышенной и, скорее, относится к первоначальным ожиданиям «непомерного сокращения расходов», чем собственно к невыполнению аутсорсером своих обязательств по контракту, - считает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ. - Оффшорный аутсорсинг развивается, хорошо известны страны–лидеры, активные в этом направлении, многократно апробированы оптимальные условия и принципы предоставления этого вида услуг. Риски провалов действительно существуют, однако причина многих побед оффшоров в борьбе с «белым воротничкам» на Западе также хорошо известна – это невысокая зарплата программистов на местах. Странной поэтому представляется расплывчатая рекомендация аналитиков Ventoro «заплатить больше за то, чтобы услуги оказывались местными исполнителями».