Каждый третий российский ПК стал мобильным
Объем российского рынка персональных компьютеров, включая ноутбуки, за прошлый год вырос почти на 22% и приблизился к отметке в 7 млн. шт, следует из отчета аналитиков Gartner. Тонус рынку задает интенсивный рост продаж ноутбуков: к концу года уже каждый третий проданный компьютер был мобильным.Суммарный объем продаж ноутбуков и настольных компьютеров (в терминологии Gartner — рынок ПК) в России составил в 2006 г. 6,9 млн. штук, посчитали в Gartner, что практически соответствует его же прогнозным значениям в 6,8 млн. Из них на ноутбуки пришлось 1,88 млн. (рост за год на 62%). Похожие оценки приводит и IDC — 1,86 млн. Первая десятка производителей контролирует около 42% рынка ПК. Возглавляет список компания Acer, которая за 2006 поставила 517 тыс. ноутбуков (продажи ПК составляют пока незначительную часть бизнеса Acer в России) и контролировала, таким образом, к концу года 7,5% рынка. «Мобильные компьютеры — сегмент, где мы закрепились и где не собираемся терять лидерство, — отметил в разговоре с корреспондентом CNews глава российского офиса Acer Глеб Мишин. — Следующим направлением наших инвестиций в текущем году станет развитие продаж настольных компьютеров. В планах Acer — поставить к концу 2007 г. на российский рынок 50-60 тыс. ПК».
Российский рынок ПК (включая ноутбуки) в 2006 году
2005 | 2006 | ||||
Производитель | Доля рынка | Доля рынка | Динамика % | ||
Acer | 4,7% | 7,5% | 91,8% | ||
Formoza | 8,8% | 7,0% | -3,2% | ||
Depo Computers | 4,6% | 4,9% | 27,8% | ||
ASUS | 3,0% | 4,8% | 95,9% | ||
Hewlett-Packard | 4,2% | 4,6% | 33,0% | ||
K-systems | 4,0% | 3,7% | 12,5% | ||
Kraftway | 3,8% | 3,6% | 12,7% | ||
Rover Computer | 2,2% | 3,4% | 88,6% | ||
Toshiba | 0,9% | 2,8% | 264,4% | ||
Fujitsu/Fujitsu Siemens | 1,7% | 2,4% | 72,0% | ||
Всего продаж, шт. | 5,687,452 | 6,921,704 | 21,7% |
Продажи ноутбуков в четвертом квартале прошлого года составили чуть более 700 тыс., следует из последнего отчета Gartner, что составляет 32,5% от всех поставленных за квартал компьютеров в России. Тройку основных поставщиков, по итогам последней четверти года, составляют компании Acer — 25% рынка, Asus — 18,1% и Toshiba — 13,1%, которая совершила неожиданно сильный рывок, увеличив свои продажи, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 5 раз. По словам Олега Корчагина, специалиста по маркетингу московского офиса Toshiba, рост произошел благодаря «правильно выбранной для работы на российской рынке стратегии и ее последовательной реализации». «Основные продажи ноутбуков Toshiba пришлись на массовый сегмент, в который мы вышли с хорошо сбалансированным предложением, — рассказал CNews г-н Корчагин. — Кроме того, усилив работу розничного направления, к концу года мы были представлены во всех сетях бытовой техники и электроники, включая специализированные компьютерные салоны».
Таким образом, по итогам четвертого квартала вендору удалось войти в тройку лидеров, вытеснив Rover Computer, которая переместилась на четвертое место. «В планах российского представительства Toshiba — закрепиться в первой тройке и наращивать долю рынка, вытесняя с него локальных игроков и расширяя продажи на рынках Балтии, Украины и Казахстана», — отметил Олег Корчагин.
Если Toshiba уже вошла в тройку лидеров, то Dell пока только планирует: по данным того же отчета Gartner, Dell в четвертом квартале 2006 г. смогла увеличить продажи ноутбуков на российском рынке почти в 3 раза и занимает сейчас шестую строчку в списке с рыночной долей в 5,8%. «В наши ближайшие планы входит значительное расширение доли ноутбуков на российском рынке и достижение лидерских позиций в этом сегменте, — отметил Сергей Тарасов, генеральный директор российского представительства Dell . — Цель компании — партнерство с четырьмя крупнейшими розничными сетями Москвы к концу года и охват крупнейших розничных каналов в 2007 г.».
И только на четвертой позиции — российская компания Rover Computers (доля рынка — 12,2%). По словам Аннетт Джамп, аналитика Gartner, Rover показывает рост продаж «вместе с рынком». Очевидно, что быстрорастущий сегмент мобильных ПК привлекает международных вендоров, но появления новых российских игроков в ближайшее время не произойдет, считает Gartner. Отметим, что, например, в Depo Computers рассматривают такую возможность, говоря, что в целом «проект по ноутбукам уже готов». Между тем точка входа на рынок пока не определена, отмечает Сергей Эскин, генеральный директор компании.
Top 10 производителей на российском рынке мобильных ПК в 4 квартале 2006 года
Производители | 2005 Q4 | % Доля | 2006 Q4 | % Доля | Прирост % |
Acer | 28,2% | 24,9% | 40,4% | ||
ASUS | 16,6% | 18,1% | 73,8% | ||
Toshiba | 4,1% | 13,1% | 407,1% | ||
Rover Computer | 12,8% | 12,2% | 51,5% | ||
Hewlett-Packard | 7,5% | 7,5% | 58,0% | ||
Dell Inc. | 2,8% | 5,8% | 228,5% | ||
Fujitsu/Fujitsu Siemens | 5,7% | 4,8% | 33,6% | ||
Samsung Electronics | 8,0% | 3,5% | -30,1% | ||
Sony | 1,9% | 2,8% | 132,9% | ||
Lenovo | 2,1% | 1,6% | 22,0% | ||
Total Others | 10,3% | 5,7% | -12,6% | ||
Всего продаж, шт | 441,165 | 100,0% | 700,697 | 100,0% | 58,8% |