Разделы

Наука

Китайская лунная программа обретает очертания

В 2007 г. Китай отправит на лунную орбиту свой первый научный космический аппарат. Китайский лунный зонд является важным элементом амбиционной китайской космической программы.
Как сообщает New Scientist, о планах изучения Луны с помощью космического аппарата было объявлено в ходе конференции по космическим технологиям, проходившей в Пекине. Главный конструктор проекта, Ие Пейжан (Ye Peijian) из Китайской корпорации аэрокосмических исследований и технологий заявляет, что к настоящему моменту предложено достаточно большое количество конструкторских разработок зонда, из которых в сентябре этого года для окончательной доводки будет выбран один или два. Миссия к Луне получила обозначение «Чанг 1» по имени китайской богини Луны.

Основная задача миссии – трехмерное картографирование Луны с целью выбора места посадки спускаемого аппарата. «Чанг 1» изучит структуру лунной поверхности, радиационную обстановку вокруг нашего естественного спутника и, возможно, произведет радиолокационное зондирование подповерхностных слоев. Дин Чанг (Dean Cheng), ведущий аналитик по азиатским странам некоммерческого научно-исследовательского центра CAN в Александрии, штат Виржиния, считает, что соображения национального престижа играют главенствующую роль при принятии решений в рамках китайской космической программы в целом. С другой стороны, космическая программа будет стимулировать развитие современных технологий.

Согласно сообщениям средств массовой информации, после орбитальной миссии в 2010 г. Китай запустит к Луне спускаемый аппарат, а ближе к 2020 г. - самоходный аппарат с обратной доставкой на Землю образцов лунного грунта. Однако, это очень приблизительные даты – ведь Китай до сих пор согласует свои космические программы с пятилетними планами развития страны, а принятие следующего плана будет только в 2006 г. «Китайцы очень осторожно относятся к анонсированию конкретных сроков осуществления своих космических проектов, чтобы «не потерять лицо» в том случае, если в будущем что-то пойдет не так», - говорит г-н Чанг. - Так, например, до сих пор не объявлена ни точная дата запуска околоземного космического аппарата Shenzhou 6, намечавшегося на октябрь этого года, ни имена двух космонавтов (или тайконавтов), которые должны провести пять дней на околоземной орбите». Напомним, что первым китайским космонавтом в 2003 г. стал Ян Ливэй (Yang Liwei). Он провел на борту орбитального модуля Shenzhou 5 всего лишь сутки.

Есть и другая причина того, что даты осуществления космических программ Китая скрываются до последнего момента. Дин Чанг объясняет это особенностями китайского менталитета: «Китайцы постоянно стремятся сделать так, чтобы их первенец был «самым большим, самым лучшим, самым мощным». Так, первый китайский спутник Земли действительно был больше и пробыл на орбите дольше, чем советский «Спутник». Первый китайский космонавт провел на орбите больше времени, чем Гагарин. Shenzhou по своим размерам также превосходит «Союз», который доставляет космонавтов на МКС». Планируемый китайскими инженерами лунный зонд, которому предстоит совершить посадку на поверхность Луны, становится настолько тяжелым, что входит в противоречие с возможностями ракеты-носителя «Великий Поход», что отодвигает дату осуществления миссии.

Существуют и другие признаки того, что у Китая имеются в высшей степени амбициозные космические планы. На сегодняшний день у Китая есть три площадки для запуска космических ракет. Теперь стало известно, что на китайском острове Хайнань планируется строительство четвертой стартовой площадки. Шанхай, крупный мегаполис на юго-востоке Китая, скоро станет центром аэрокосмической промышленности и космических исследований. И, наконец, совсем недавно появилось сообщение, что у Китая скоро появится первая женщина-космонавт. Она будет отобрана из отряда численностью 35 человек.