Разделы

Интернет Веб-сервисы

Корпоративный портал: вложения и отдача

Корпоративный портал – необходимый элемент современного бизнеса. Возможности, которые дают интернет-ресурсы такого рода, позволяют компании сэкономить существенные средства, и в итоге увеличить прибыльность. Это понимает все большее число зарубежных и российских компаний, внедряющих интернет-технологии. Проблемы реализации проектов корпоративных порталов рассматривались в ходе круглого стола по теме «Экономическая эффективность корпоративных порталов», прошедшего в рамках Международного форума «Корпоративный портал-2004». На заседании обсуждались вопросы как экономической эффективности корпоративных порталов в различных сферах деятельности, так и оценки затрат на реализацию и возврат инвестиций.
Участники дискуссии предлагали отличающиеся друг от друга формулировки термина «корпоративный портал», но все-таки, в итоге сошлись на том, что под корпоративным порталом компании подразумевается комплекс программных решений и информационных технологий, позволяющих организовать, веб-ориентированный, централизованный, строго регламентированный и защищенный доступ пользователей ко всем корпоративным информационным ресурсам и бизнес-приложениям. Правда, представители Sun Microsystems уточнили, что КП не должен заменять систему контент-менеджмента.

Актуальность создания корпоративных порталов на своем опыте уже прочувствовали такие крупные компании как BP, Kodak, Xerox и многие другие корпорации. Создание единого интернет-ресурса, объединяющего филиальную сеть крупной корпорации, позволило этим компаниям увеличить прибыли примерено на $80 тыс. в месяц.

Особенно актуальным оказался вопрос специфики российского рынка. Поскольку все программы, обеспечивающее поддержку корпоративных порталов, представляют собой, так или иначе, западные образцы, адаптировать их к еще только развивающемуся российскому рынку достаточно сложно. «С нашей точки зрения, на отечественном рынке наблюдается интересная тенденция, заключающаяся в дифференциации заработной платы между отраслями бизнеса, - заявил представитель компании Sun Microsystems Евгений Абрамов. - Чем выше зарплата, тем выше профессионализм кадров, то есть достаточно профессиональный сотрудник может без поддержки фирмы обзавестись необходимой информацией и обеспечить себе как безопасность ее хранения, так и ее уникальность. В тех же предприятиях, где объем оборота средств не превышает $1 млн. в год, как правило, профессионализм и навыки работы с ИТ-технологиями и другими информационными решениями очень низкие. В этом случае, корпоративный портал может стать в такой компании необходимой составляющей, хотя бы увеличив скорость обменных процессов и качество информационной продукции».

Среди множества вопросов, поднятых для обсуждения, бурную дискуссию вызвал вопрос затрат и тема возврата вложений. По мнению представителя компании IDC Дмитрия Кожевникова, расходы нельзя вписывать в бюджет портала, т.к. это, прежде всего, техническая единица, которая не должна иметь собственного бюджета. «Корпоративный портал должен входить в информационную структуру компании или проект, который имеет самостоятельный бюджет», - считает г-н Кожевников. Данное заявление вызвало массу разногласий. В частности, компания «Рексофт» считает, что организация качественной информструктуры обязана предусматривать более-менее объемные вложения, и заказчику нужно обязательно знать, насколько перспективна деятельность корпоративного портала, который во многом определяет лицо фирмы для потенциальных клиентов.

Тем не менее, участники сошлись во мнении, что при выборе предложенных системных решений лучший способ определиться - это подсчитать совокупную стоимость вложений. Владислав Дмитриев из компании Sybase высказал мнение, что затраты на КП складываются в два этапа: на первом - запуск самого проекта, на втором - осуществление его поддержки. «Чтобы не возникал вопрос о том, куда уходят деньги, нужно четко контролировать каждую ступень этого процесса, - считает г-н Дмитриев. - Однако надо помнить, что портал - это живая среда, а значит, она должна полноценно развиваться, не стоит усердствовать и перекрывать ей кислород».