Кризис откроет сезон охоты на датамайнеров
HR-эксперты прогнозируют сокращение рабочих мест с одной оговоркой: такая безрадостная перспектива точно не грозит специалистам в области анализа больших данных. Потребность в профессионалах, чьи навыки могут положительно влиять на развитие компании, вырастет вдвое, а на лучших датамайнеров начнется настоящая охота.Российский датамайнер — это мужчина от 23 до 30 лет, работающий в коммерческой компании и мечтающий продолжить карьеру в Яндекс, Google, Facebook или другой корпорации. Сфера деятельности компании не так важна, для датамайнера главное — заниматься анализом данным. Он зарабатывает, в среднем, i140 тыс. в месяц, занимается спортом и самообразованием. Каждый пятый специалист по анализу данных — женщина. Такой «портрет» составили авторы исследования, проведенного компанией «АлгоМост».
Самая востребованная задача для датамайнеров в 2014 г. — анализ и классификация текстов. Далее следуют прогнозирование и управление рисками, предсказание активностей потребителей, работа с базой абонентов телеком-компаний, прогнозирование динамики финансовых инструментов и разработка торговых стратегий. Самой большой проблемой датамайнеры назвали низкий уровень понимания специфики проектов по анализу данных среди менеджерского звена. Треть респондентов оценила взаимодействие с бизнес-менеджерами на 1–2 балла из 5. Намного выше, в 4 и 5 баллов, больше половины опрошенных оценили качество самих данных, предоставляемых компанией. Такие результаты говорят о том, что организации готовы к проведению масштабных проектов по анализу данных, которые могут длиться от 3 до 6 месяцев.
«Рынок анализа данных в России только формируется, поэтому низкий уровень понимания проектов в этой сфере естественен, это позитивный сигнал к тому, чтобы свои знания повышать. Менеджеров не учили работать с такими проектами, поэтому многое зависит от того, как компании будут образовывать своих управленцев. Многим организациям самим предстоит регулярно повышать культуру работы с данными», — комментирует CEO «АлгоМоста» Михаил Левиев.
По информации McKinsey, к 2018 г. США столкнется с нехваткой 190 тыс. специалистов в сфере анализа данных. В России такого спроса на специалистов пока нет, однако 12% респондентов в течение 2014 г. получили от 4 до 10 предложений о трудоустройстве, 21% —2–3 предложения, 14% — 1 предложение. Чаще всего датамайнеры получают работу в финансовых компаниях (особенно – банках), ритейле, у телеком-операторов, в компаниях, фокусирующихся на алготрейдинге, разработке поисковых систем и веб-приложениях. По уровню доходов российские специалисты отстают от западных коллег: средняя ежемесячная зарплата датамайнера в США составляет от $8 до $14 тыс., в России эта цифра варьируется от i60 до 220 тыс.
Андрей Аксенов, IXcellerate: Повышенный интерес к ИИ провоцирует всплеск спроса на ЦОД-услуги
По словам Михаила Левиева, в России рост потребности в специалистах по анализу данных будут стимулировать 2 фактора: стремление компаний повысить эффективность в кризисный период и повышение публичности индустрии анализа данных.
«Многие эксперты по HR высказывают свои прогнозы о грядущих сокращениях, однако они же говорят о том, что ИТ-специалистам сокращения не грозят. Наоборот, потребность в специалистах, чьи навыки могут положительно влиять на развитие компании, вырастет, на самых лучших специалистов по анализу данных начнется настоящая охота, — говорит он. — Вторым важным фактором станет повышение публичности самой индустрии. Чем больше компании будут рассказывать об успешных кейсах анализа данных, тем больше будет интерес со стороны других компаний, а это автоматически приведет к новым рабочим местам для датамайнеров. Мы ожидаем минимум двукратное увеличение спроса на специалистов по анализу данных в 2015 г.».