Microsoft: мы любим Open Source
Те, кто наблюдает за развитием ИТ-индустрии, давно заметили, что излюбленный сюжет ИТ-изданий первой половины 2000-х годов – борьба Linux и Microsoft – сегодня во многом потерял свою актуальность. Разумеется, конкуренция продолжается, однако теперь она протекает в условиях постоянного диалога: Microsoft инициировала целую серию проектов с открытым кодом, две лицензии от Microsoft получили одобрение одновременно от Фонда свободного ПО и Инициативы за ПО с открытым кодом и практически ни одно сколь-либо значимое мероприятие, связанное с Open Source, не обходится без спонсорской поддержки Microsoft.Microsoft все больше стремится позиционировать себя в качестве полноценного участника Open Source-сообщества. Недавно Microsoft предоставила исходные коды драйверов, позволяющих запускать любые дистрибутивы Linux из среды виртуализации Hyper-V, интегрированной в Windows 2008 Server, причем, код был опубликован на условиях лицензии GPL, о которой Билл Гейтс ранее отзывался с однозначным неодобрением. Microsoft стремится к возможно более тесному взаимодействию с сообществом Open Source в сфере облачных вычислений, стремясь заранее снять возможные проблемы в сфере переносимости данных, стандартизации технологий, простоты миграции, развертывания приложений в облачных сетях и обеспечения возможности выбора для разработчиков.
“Мы любим Open Source, – сказал Жан Паоли (Jean Paoli), главный менеджер Microsoft по стратегии в области интероперабельности в интервью изданию Network World. – История нашей работы с Open Source уже насчитывает довольно много времени”.
С 2006 г. Microsoft поддерживает собственный портал для хостинга Open Source-проектов Codeplex. Из представленных на Codeplex проектов наиболее известен набор элементов управления и модулей расширения ASP.Net AJAX Control Tooklit, позволяющий создавать веб-приложения с функциональным клиентским интерфейсом. Разработка этого проекта осуществляется Microsoft совместно с сообществом разработчиков.
Российское подразделение Microsoft тоже не остается в стороне от общей политики компании. В рамках инициативы Microsoft Reasearch, поддержанной Microsoft Russia, на портале CodePlex размещены два проекта с открытым кодом: DOM API Testing Using Formal Specifications и Distributed Knowledge Authorization Language, DKAL. “Работая с CodePlex, российские ученые и разработчики тесно сотрудничают со своими зарубежными коллегами, реализуют свои знания и опыт в значимых международных проектах”, – отмечают в Microsoft Russia.
Однако должно пройти время, прежде чем Microsoft действительно станут воспринимать как компанию, не испытывающую враждебности в отношении Open Source. Еще совсем недавно, в 2007 г., CEO Microsoft Стив Баллмер(Steve Ballmer) поверг мировое сообщество в шок, заявив, что Linux нарушает 235 патентов Microsoft. Однако громкое заявление все-таки не стало началом патентной войны против Open Source-сообщества. Аналитик компании 451 Group Джей Лайман (Jay Lyman) считает, что изначально заявление Стива Баллмера было направлено на то, чтобы подготовить почву для более жестких шагов в области интеллектуальной собственности и лицензирования, но волна общественного негодования заставила Microsoft вести себя умнее в отношении Linux и ПО с открытым кодом. “Хотя их просили назвать конкретные патенты, которые были нарушены, они этого не сделали”, – отмечает Лайман.
Нынешняя Microsoft существенно больше заинтересована в друзьях и партнерах, чем Microsoft десятилетней давности. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Microsoft более не является самой дорогостоящей компанией в сфере высоких технологий, уступив эту позицию Apple. Сегодняшний рынок стремится к большей диверсифицированности, и тот, кто не замечает этого стремления, – проигрывает.
Андрей Штонда, C3 Tech: Моновендорность — спекулятивное понятие. В России нет ни одного моновендорного ЦОДа
Жан Паоли предлагает концепцию “смешанных ИТ”, в которых сочетаются проприетарные технологии и технологии с открытым кодом: “Сегодня стало реальностью, что многие, если не большинство, клиентов, с которыми мне приходится разговаривать, одновременно используют Oracle, Red Hat, Microsoft, IBM, VMWare, Google и так далее, – отмечает Жан Паоли. – Все это связано с тем, что мы называем “смешанными ИТ”. Во многих и многих случаях коммерческое ПО и ПО с открытым кодом используется бок-о-бок”.
В российском подразделении Microsoft считают, что концепция “смешанных ИТ” соответствует и российским национальным интересам: “Повесткой дня является именно интероперабельность и соответствие открытым стандартам, а вовсе не открытость или закрытость кода, – отмечают в российском офисе корпорации. – Национальный ИТ-ландшафт довольно пестрый, в нем непременно присутствуют и проприетарное, и свободное ПО. Невозможно перевести все информационные системы на СПО, равно как нельзя ограничиться только коммерческим проприетарным программным обеспечением”.
Сложившаяся сегодня ситуация на ИТ-рынке благоприятна для Microsoft. Негативные эмоции наиболее возбудимых сторонников Open Source сегодня направлены на другую компанию. Недавнее закрытие проекта OpenSolaris и патентный иск к компании Google в связи с использованием в Android альтернативной реализации Java с открытым кодом, превратили Oracle во врага ПО с открытым кодом номер один. Если Oracle продолжит свою негибкую линию в отношении Open Source, а Microsoft продолжит свои усилия по налаживанию диалога, это положение может закрепиться и в долгосрочной перспективе.
Разумеется, потепление Microsoft в отношении ПО с открытым кодом не означает, что компания прекращает конкуренцию с теми свободными решениями, которые представляют непосредственную угрозу для продуктов Microsoft. Если проводить исторические параллели, то сегодняшняя конкуренция между Microsoft и Open Source больше напоминает эпоху “разрядки” в отношениях СССР и западных стран в шестидесятые-семидесятые. Как представители сообщества разработчиков ПО с открытым кодом, так и Microsoft прекрасно понимают, что в обозримом будущем им придется существовать вместе – и прикладывают усилия к тому, чтобы сделать это существование более комфортным.