Разделы

Бизнес Телеком

Мининформсвязи ответило на вопросы операторов

На заседании Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации состоялась встреча представителей Мининформсвязи и телекоммуникационных операторов, целью которой было обсуждение применения нового Закона о связи. Рассматривались три темы: новый положение о ГКРЧ, введении универсальной услуги и новый порядок лицензирования услуг. По всем трем пунктам операторы задавали свои, каверзные вопросы.
Глава входящего в Мининформсвязи Федерального агентства по связи Андрей Бескоровайный рассказал о Главной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), которая в августе возобновила свою работу в измененном составе. Как и прежде, ГКРЧ будет заниматься вопросами распределения радиочастотного спектра. При этом, как отметил г-н Бескоровайный, основное упор будет делать на конверсию радиочастот (то есть освобождение для гражданских нужд частот, занятых военными) и унификация российского распределения радиочастотного спектра в соответствие с европейским. Также ГКРЧ будет стараться вырабатывать общие решения по различным технологиям, что должно ускорить процесс выдачи частот.

Сейчас в состав ГКРЧ входят 18 членов от 15 различных ведомств. В то же время, руководитель Национального союза операторов связи Олег Панченко отметил недостатки новой структуры комиссии: «Теперь в ГКРЧ не входят представители Министерства транспорта, которое, обладая большим количеством различных навигационных служб, имеет самое непосредственное отношение к отрасли связи. Кроме того, теперь в ГКРЧ нет и представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Зато непонятно, зачем в ГКРЧ представлена Федеральная служба по надзору в области связи, входящая в Мининформсязи». «ГКРЧ не должна быть политизированной, поэтому в ней не представлена ФАС», — ответил г-н Бескоровайный. К вопросу же относительно Минтранса было решено вернуться позднее.

Операторы высказали свое беспокойство относительно равного доступа к частотам. Так, был задан вопрос относительно выдачи частот в стандарте E-GSM (разновидность стандарта GSM-900): «Частоты в E-GSM были выданы в прошлом году за несколько дней до вступления в силу нового Закона о связи и, соответственно, нового порядка распределения частот. При этом почти все частоты достались „Мегафону“ и совсем немного МТС. А „Вымпелкому“ и СМАРТС не досталось ничего». На это г-н Бескоровайный заметил, что «диапазон, в котором работает E-GSM, очень сложный из-за того, что в нем работает много военных служб. До сих пор сеть в E-GSM удалось запустить только московскому „Мегафону“, при этом он сейчас может использовать лишь 8 каналов, комбинируя их с каналами в GSM-900. „Вымпелком“ же подал заявки на те регионы, в которых он не имеет лицензий. Мы могли бы удовлетворить эти заявки, но это было бы обманом „оператора“: он смог бы запустить в полученных частотах только те же 8 каналов, тогда как для полноценной работы требуется 24 канала». На это директор по связям с общественностью «Вымпелкома» Михаил Умаров заявил, что «возможно, относительно заявок на новые для нашего оператора регионы отказ был справедливым. Но мы подавали заявки и на те регионы, в которых мы уже работаем, однако и тут нам тоже отказали».

Вице-президент «Корбина-телеком» Александр Малис отметил, что государство крайне неэффективно расходует такой ценный ресурс, как радиочастоты: «Подавая заявки на любой диапазон, мы получаем отказы со ссылкой на то, что частоты заняты. Но можно купить простейший прибор — радиоспектрометр, который покажет, что эти занятые частоты ни кем не используются. Почему ничего не делается с организациями, которые получили частоты, но не работают в них?» Андрей Бескоровайный согласился с данным замечанием: «Теперь мы будем выдавать частоты на один год. Если через год они не начнут использоваться, мы будем их изымать». Однако проблема все-таки осталась, поскольку новый порядок не распространяется на тех, кто получал частоты до 2004 года.

Руководитель департамента экономической политике Мининформсязи Любовь Тимошенко выступила с докладом о механизме универсального обслуживания. После вступления в действие данного механизма операторы должны будут перечислять определенный процент своей выручки (министерство планирует установить эту цифру равной 2 процентам) в фонд универсальной услуги. Из этого фонда будет производиться выплата компенсаций убыточной деятельности операторов, выигравших в разных регионах России тендеры на оказание универсальных услуг связи. К числу универсальных услуг отнесены таксофоны (предоставляющие услуги местной, междугородней и международной связи, а также обладающие возможностью принятия входящих звонков) и пункты коллективного доступа в интернет (они должны будут предоставлять услуги по передачи данных и доступ к информационно-справочным ресурсам сети интернет). Данный список может быть расширен: так, после принятия Закона о почтовой связи, услуги почты также будут относиться к числу универсальных.

Внимание! CNews Analytics объявляет о начале работ по подготовке аналитического Обзора «Информационные технологии в органах государственной власти 2004».
В рамках Обзора будет размещен рейтинг ИТ-проектов в органах государственной власти России. Для участия, пожалуйста, заполните нашу анкету. В случае, если вы заинтересованы в размещении рекламно-информационных материалов, просьба обращаться к ведущему Обзора.

Г-жа Тимошенко отметила, что хотя механизм универсальной услуги направлен на телефонизацию нетелефонизированных населенных пунктов (которых в России сейчас насчитывается 47 тысяч), «универсальные» таксофоны и интернет-кафе должны будут установлены во всех населенных пунктах, включая Москву. Дело в том, что тарифы на услуги связи должны быть «доступными для населения», то есть они будут регулируемыми. В связи с этим Александр Малис отметил серьезную, на его взгляд, проблему: «Давайте рассмотрим населенный пункт, который уже телефонизирован. Получается, что участники местного рынка, перечисляя деньги в фонд универсального обслуживания, будут финансировать своего же конкурента, который будет предоставлять в том же регионе те же услуги, что и они, но по более низким тарифам». На это Любовь Тимошенко возразила, что «если в населенном пункте поставить один таксофон или один компьютер с доступом в интернет, это еще не означает, что все население будет ими пользоваться».

Олег Маковельский, «Росатом»: Чтобы стать лидером, нужно идти не параллельно с конкурентами, а перпендикулярно им
Цифровизация

Руководитель департамента по госполитике Мининформсязи Виталий Слизень сообщил о новом, представленном в правительство списке лицензируемых услуг. Мининформсвязи постаралось сделать так, чтобы не было таких услуг связи, которые не подпадали бы под действие каких-либо лицензий. «Это необходимо самим компаниям-участникам рынка, — отметил г-н Слизень. — Если услуга оказывается без лицензии, то это несет за собой ряд рисков. В частности, затраты на оказание таких услуг могут не учитываться налоговыми органами в качестве себестоимости».

Общее же количество услуг в новом списке сокращено с 47 до 26, но дальнейшее сокращение в Мининформсвязи считают нецелесообразным: «Мы не хотим помещать все услуги, связанные, например, с телефонией, в одной лицензии. И это в интересах самих операторов. Допустим, оператор нарушил правила оказания таксофонных услуг. В случае, если бы у него была одна лицензия на телефонию, он бы лишился возможности предоставлять какие-либо телефонные услуги вообще. Однако, имея раздельные лицензии, он бы лишится возможности продолжать предоставлять только таксофонные услуги, а услуги проводной телефонной связи сможет оказывать и дальше». Впрочем, Александр Малис считает, что большое количество лицензий приводит к усилению бюрократии, и, соответственно, осложняет работу телекоммуникационным компаниям: «Если мы хотим предоставлять базовый набор услуг — проводная телефония и доступ в интернет — то нам вместо одной потребуется целых четыре лицензии. Следовательно, вместо одного раза в год, нас будут проверять четыре раза». Г-н Слизень признал проблему и сообщил, что в работе находится подзаконный акт к Закону о связи, регламентирующий проведение проверок

Операторы спрашивали и об открытости порядка выдаче лицензий: «Почему недавно, например, „Скайлинк“ без лишнего шума получил лицензии сразу на десять регионов России»? На это Виталий Слизень заявил, что «существует открытый реестр выданных лицензий. Кроме того, установлены четкие сроки принятия решений по выдаче лицензий: 30 дней, если лицензии не затрагивают ограниченного ресурса, и 75 дней в противном случае».

В конце заседания комиссия вынесла ряд рекомендаций в адрес Мининформсвязи. В их числе, в частности, вопрос о вхождение Минтранса в состав ГКРЧ и ускорение представления в правительство инвестиционной программы по использованию универсальной услуги.