Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Минкомсвязи смещает фокус на региональные электронные госуслуги

Выступая на конференции CNews «ИКТ в госсекторе в новых условиях», замминистра Алексей Козырев сообщил, что в этом году Минкомсвязи в вопросах развития электронного правительства существенно большее внимание уделит регионам.

Свой доклад 19 марта 2015 г. в рамках конференции CNews «ИКТ в госсекторе в новых условиях» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев начал с подведения итогов развития электронного правительства в 2014 г.

Общее количество оказанных в прошлом году государственных и муниципальных услуг составило 17,7 млн — почти в 1,8 раза больше, чем в 2013 г. На единый портал (ЕПГУ) было переведено 144 новые услуги, среди которых такие актуальные как подача налоговой декларации, запись на прием к врачу (в новой редакции) и запись ребенка в детсад. Реализация последней из них, по словам Козырева, задала одно из направлений развития на текущий год — создание аналогичного сервиса в отношении школ.

Как напомнил чиновник, в 2014 г. заработала система досудебного обжалования предоставления госуслуг и уведомление граждан об истечении срока действия их документов (например, водительских прав).

Из ранее реализованных сервисов наиболее востребованным в 2014 г. оказалась оплата штрафов ГИБДД (удельный вес — 44,6 % обращений). На втором месте — получение информации о налогах (18,2%), на третьем — оформление загранпаспорта (10,3%), затем идет обращение за данными о счете в Пенсионном фонде (8,0%). Замыкает пятерку получение справок, касающихся исполнительного производства (3,9%).

За прошлый год через ЕПГУ было получено 343 тыс. региональных услуг — в два с лишним раза больше, чем в 2013 г. Здесь важно понимать, что часть таких услуг оказывается на региональных порталах, и приведенная статистика их не учитывает.

По словам Козырева, с несколькими субъектами РФ Минкомсвязью были запущены пилоты, направленные на оптимизацию предоставления региональных услуг. В частности, в Челябинской области ведется работа над услугами для предпринимателей (получение разрешения на размещение рекламных конструкций, перевод недвижимости из жилого в нежилой фонды и пр.), в Татарстане — над сервисами, связанными с ЗАГСами и т. д. «По результатам пилотов в другие регионы официально будут направлены рекомендации по реализации этих услуг, — заверил Козырев. — Хотим создать определенный стандарт по наиболее востребованным услугам».

Также в рамках подведения итогов Козырев рассказал о реализации использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) в кредитных организациях, о числе запросов через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), о завершении перевода в электронный вид и организации межведа по сведениям, которые находятся в распоряжении региональных органов власти, о запуске в промышленную эксплуатацию новой версии СМЭВ 3.0. «Сейчас ею пользуется несколько ФОИВов и несколько субъектов, — сообщил Козырев. — Мы планируем, что за 2015 г. подключится большая часть субъектов и наиболее активные федеральные органы».

Чиновник отметил, что уже принято решение об использовании СМЭВ для организации взаимодействия между МФЦ и ФОИВамиМинэкономразвития сейчас оформляет соответствующие планы. «Я думаю в течение 2015 г. по наиболее востребованным сервисам (прием заявлений в Росреестр и пр.), мы сможем реализовать схему передачи документов в электронном виде», — заявил Козырев.


Просмотреть презентацию полностью

Также в 2014 г. появился прецедент использования СМЭВ в качестве интеграционной шины для построения ведомственной вертикально интегрированной информационной системы. Речь идет о создании Минсельхозом системы учета тракторов, самоходной техники и прицепов. «Будем в этом направлении развиваться, — говорит чиновник. — На наш взгляд, СМЭВ — это уже существенно шире, чем просто госуслуги. Многие госфункции могут реализовываться при помощи инфраструктуры электронного правительства, и мы прорабатываем соответствующие нормативно-правовые акты, которые такие возможности использования инфраструктуры закрепят».

Переходя к планам на 2015 г., Козырев рассказал о так называемой открытой платформе предоставления госуслуг. Сейчас единый портал — это сайт с интегрированной в него функциональностью, которая от него неотделима. В будущем министерство намерено внедрить систему виджетов. Заключается она в возможности создания видимости присутствия сервиса на одном портале, в то время как технологически он реализован на другом ресурсе.

Выступление Алексея Козырева

Как МТС сократила time-to-market сделок на 10% с помощью CRM на базе «Битрикс24»
Цифровизация

По мнению Козырева, это позволяет решить извечный вопрос, как должны соотноситься между собой федеральные, региональные и ведомственные порталы. «Ответ простой: все услуги должны быть доступны на всех сайтах, — заверил чиновник. — При этом операторы сайтов смогут настраивать состав и перечень услуг под свою целевую аудиторию».

На следующем этапе министерство планирует разработать стандарт виджетов и принимать в свой репозиторий виджеты других разработчиков — например ФОИВов или РОИВов. «Это даст возможность выводить на портал не тот контент, который Минкомсвязи делает по заказу каких-то других ведомств, а тот контент, который сами ведомства для себя сделали и через наш репозиторий хотят распространять на разных порталах», — говорит чиновник. По его оценкам, первые примеры технической реализации данной идеи на базе наиболее востребованных федеральных услуг могут появиться уже в текущем году.

При этом замминистра подчеркнул, что субъектам РФ сейчас никакие свои разработки замораживать не нужно. Надо продолжать развивать региональные сервисы на своих порталах. «Сначала мы отдаем свои услуги на ваши порталы, потом готовы будем принять сторонние услуги у себя», — пообещал Козырев.

Определенные эксперименты в этом направлении уже проводятся с Федеральной налоговой службой — отображение личного кабинета налогоплательщика на портале госуслуг. По результатам этих работ, ориентировочно к 2016 г. будут созданы общие технические требования к разработчикам виджетов.

Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация

В завершении Алексей Козырев сообщил, что сейчас, в условиях кризиса задача Минкомсвязи заключается в том, чтобы сконцентрироваться не на количестве, а на качестве госуслуг. «Перечень наиболее востребованных услуг известен, именно они и нужны гражданам», — говорит он.

По словам чиновника, подготовка Минкомсвязью постановления с новыми требованиями //www.cnews.ru/top/2014/11/14/minkomsvyazi_v_dva_raza_rasshiryaet_spisok_trebovaniy_k_elektronnym_gosuslugam_589681 к порядку перевода услуг в электронный вид уже вышло на финишную прямую.

«Если в 2014 г. мы на правительственной комиссии под председательством Дмитрия Медведева рассматривали необходимые изменения в порядке предоставления наиболее востребованных федеральных услуг, то сейчас мы все то же самое будем делать в отношении региональных услуг», — подытожил Козырев.

При этом, по его заверению, в этом году ведомство впервые намерено провести федеральную рекламную кампанию по продвижению электронных услуг. Активная ее часть ориентировочно начнется в сентябре.

Участники конференции CNews «ИКТ в госсекторе»

В конференции CNews «ИКТ в госсекторе в новых условиях» приняло участие более 200 представителей бизнеса, госструктур и ИТ-компаний. Прозвучало порядка 20 докладов. На мероприятии помимо Алексея Козырева выступили заместитель руководителя Федерального казначейства Сергей Гуральников, замминистра связи Михаил Евраев, начальник ИТ-департамента Пенсионного фонда Дмитрий Кузнецов, начальник управления ИТ Федеральной службы судебных приставов Наталья Звягина, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах, заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров и др. После окончания пленарной части состоялась панельная дискуссия на тему частно-государственного партнерства в сфере ИТ.

Денис Воейков