Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Маркет

Мировой рынок ПО: «черные» времена для разработчиков?

В обнародованном на прошлой неделе отчете исследовательской компании Ovum обрисована безрадостная перспектива развития мирового рынка программного обеспечения. По мнению аналитиков, этот рынок сократился в прошлом году на 5% и будет сжиматься как минимум до 2005 года. Однако российским компаниям волноваться не о чем – то, на что падает спрос в мире, становится продаваемым в нашей стране.
В своем ежегодном отчете о состоянии мирового рынка ПО исследователи из Ovum утверждают, что в 2002 году объем рынка составил $152 млрд. Это означает, что сокращение рынка, наблюдающееся последние три года, продолжается. Согласно прогнозам, в 2003 году не исключен его небольшой рост, однако в Ovum утверждают, что он может быть вызван лишь колебанием курсов валют, а не реальными контрактами. «Падение рынка в 2003 году составит около 2,5% по отношению к 2002 году, однако реально этот показатель будет хуже на 1-2%, если учесть колебания курсов валют», - считает главный аналитик Ovum Джулиан Хьюитт (Julian Hewett). По его мнению, если учитывать еще и реальную инфляцию, то рынок может начать расти лишь в 2007 году.

Вместо приобретения ПО, считают в Ovum, клиенты все чаще предпочитают покупать сервисы на основе программных продуктов. Именно это направление ждет бурный рост в ближайшие годы. Весь рынок должен измениться, и тенденции перехода на услуги, основанные на интернете, уже налицо. Огромное количество западных корпораций переходит к покупке сервисов, вместо приобретения и внедрения у себя корпоративного ПО. Основной же спад в 2003 году придется на коробочные программы в корпоративном секторе.

На мировом рынке ПО есть и положительные тенденции, считают в Ovum. Примером может являться производитель продуктов для бизнес-анализа Cognos, доход которого за первые два квартала 2003 года вырос на 25%. В рамках этой тенденции рост могут продемонстрировать и производители средств защиты сетей, порталов и управления контентом, утверждается в отчете. Также в нем отмечается и растущий интерес к решениям, позволяющим наемным служащим работать вне офиса с помощью мобильных технологий. Сектор баз данных и инструментов разработки, по мнению Ovum, продолжит процесс консолидации, о чем говорит ситуация с Oracle, PeopleSoft и JD Edwards.

Пятерка лидеров продаж программного обеспечения, по мнению аналитиков Ovum, в прошлом году выглядела следующим образом: Microsoft ($25,9 млрд.), IBM ($13,1 млрд.), Oracle ($6,9 млрд.), SAP ($6,8 млрд.) и Hewlett-Packard ($2,6 млрд.).

Место Компания Общий оборот за 2002 год ($ млрд.) Оборот от продажи ПО за 2002 год ($ млрд.)
1 Microsoft 30,8 25,9
2 IBM 81,2 13,1
3 Oracle 9,4 6,9
4 SAP 7,0 6,8
5 HP 70,5 2,6
6 Computer Associates 3,1 2,5
7 Hitachi 81,5 1,5
8 Veritas 1,5 1,4
9 Symantec 1,3 1,3
10 Intuit 1,5 1,3
11 EMC 5,4 1,2
12 PeopleSoft 1,9 1,2
13 BMC 1,3 1,2
14 Adobe 1,2 1,2
15 Cadence 1,3 1,1
16 Siebel 1,6 1,1
17 SAS 1,2 1,1
18 Sun 12,2 1,0
19 Network Associates 0,9 0,8
20 BEA 0,9 0,8

Невзирая ни на какой мировой спад, российский рынок показывает впечатляющий рост, и никаких признаков снижения его темпов пока не наблюдается. Так, обозрение CNews.ru «Дистрибьюторы на ИТ-рынке России», включающее в себя раздел по дистрибуции программного обеспечения, наглядно демонстрирует 25-процентный рост рынка ПО в течение прошедших нескольких лет при постоянном превышении этого показателя компаниями-лидерами. В то же время, по оценке компании , рост дистрибуции программного обеспечения в России за 2002 год составил около 40%. По итогам 2002 г. один из старейших участников рынка, компания Softline, констатирует рост совокупного оборота на 79% по сравнению с 2001 г. Поступательно возрастает доля софтверной дистрибуции в обороте российских системных интеграторов. По итогам 2002 года, при общем росте оборота департамента дистрибуции компании «Ланит» на 27%, наивысшие показатели роста продаж - 81% - были достигнуты именно по направлению «программное обеспечение». В компании SoftLine считают, что в этом году нет тенденции к спаду в росте как по продукции MS, в ПО с открытыми кодами (UNIX, Linux), так и в ПО для компьютеров Apple.

В крупнейших российских компаниях полны оптимизма, хотя и расходятся в главнейших направлениях роста рынка ПО. Так, по словам директора отделения систем управления финансовыми и производственными ресурсами холдинга «Ланит» Евгения Духонина, подъем спроса на системы управления предприятием (ERP и BPM) в компании наблюдают с начала 2001 года и по настоящее время. И, по его мнению, повлияли на это не столько мировые тенденции, сколько последствия российского кризиса 1998 года.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Все более популярным становится в России аутсорсинг программных приложений и их аренда. Вместо того, чтобы нанимать дорогостоящих специалистов по внедрению и сопровождению сложнейших современных программных продуктов, компаниям становится более выгодно приобрести некоторое время работы настроенного приложения на мощном сервере при гарантии конфиденциальности всей работы. Помимо этого, приобретает популярность даже передача «на сторону» простейшей бухгалтерии. В компаниях, занимающихся аутсорсингом и арендой приложений, в будущее смотрят уверенно и оценивают темпы роста этого сегмента как заметно превышающие 40% в год. По мнению руководителя отдела маркетинга компании DataFort Дмитрия Князева, российский рынок использования ПО в режиме аренды (ASP) находится на сегодняшний день только в самом начале пути. Его максимально быстрому росту препятствуют возможность использования компаниями нелицензионного ПО, закрытость бизнеса большинства российских компаний и другие факторы. В то же время Дмитрий Князев считает, что рынок ИТ-аутсорсинга в общем (передача функций сопровождения ИТ-систем специализированным компаниям, привлечение специалистов для разработки ПО и т.д.) существует в России уже несколько лет и активно развивается. Основными предпосылками для этого можно назвать такие факторы, как серьезное усложнение ИТ-систем многих компаний, которые становятся настолько громоздкими, что силами собственных ИТ-подразделений их поддержка становится проблематичной. Кроме того, в России появляется все больше «дочек» западных компаний, для которых практика аутсорсинга является давно знакомой и понятной. Дмитрий Князев считает наиболее востребованными на рынке аутсорсинга ПО услуги аренды и хостинга сложных систем класса ERP, промышленных СУБД, хранилищ данных и почтовых систем. Что касается других видов аутсорсинга, то перспективными в России для компании DataFort представляются услуги по обеспечению непрерывности бизнеса (business continuity) и восстановлению систем после аварий (disaster recovery services).

Однако Евгений Духонин, в свою очередь, не считает такое направление развития рынка ПО, как аутсорсинг, востребованным в области систем управления предприятием. В то же время в секторе услуг, таких, как консалтинг, сопровождение и внедрение, передача функций сторонним компаниям, по его словам, является вполне перспективным и растущим сегментом. По мнению начальника отдела маркетинговых коммуникаций компании SoftLine Константина Волыхина, на сегодня значительного роста аутсорсинга, если его понимать как передачу ИТ-бизнес-процессов сторонней компании, в секторе средних и малых компаний не наблюдается. «Сам факт сокращения ИТ-затрат при переходе на аутсорсинг в условиях РФ вызывает глубокие сомнения. Да и доля таких затрат у российских компаний значительно ниже чем у европейских», - считает Константин Волыхин.

Источники: собственная информация CNews.ru, отчет группы Ovum.