Мобильные платежи скоро вытеснят наличные
Ритейл охватила новая волна интереса к сервисами бесконтактной передачи средств и мобильному банкингу. Это означает, что полный отказ от наличных денег – лишь вопрос времени, и когда это произойдет, для бизнеса наступит эпоха невиданной эффективности.Конечно, наличные не умрут в одночасье, но когда это произойдет, выиграют от этого и клиенты и бизнес, уверен Тони Вирди, глава банковской и финансовой службы британской консалтинговой компании Cognizant. "В телефонах все чаще встречаются NFC-технологии и геолокация, системы безопасности упростились и стали более надежными, а для всех остальных проблем существуют специальные приложения. В дальнейшем направление мобильных технологий будет только расширяться и ускоряться", – считает он.
Разработка различные технологий мобильных платежей идет уже много лет. Такие крупные банки, как Barclays, уже предлагают своим клиентам услугу, подключив которую те могут делать денежные переводы с мобильного телефона без каких-либо дополнительных подтверждений. Приложение Pingit получило в магазине Apple 4,5 звездочки из 5 на основе голосов 8634 пользователей. На развивающихся рынках, например кенийском, такие услуги, как M-PESA, дают доступ к мобильному банкингу даже тем клиентам, которые не пользуются традиционными банками или в принципе не имеют банковского счета. Технология NFC в последние годы тоже стала получать широкое распространение, хотя в недавно вышедшем iPhone 5 она еще не предусмотрена.
Apple, впрочем, не просто игнорирует NFС-технологии, а пока считает их недостаточно развитыми. По словам старшего вице-президент Apple и главы по международному маркетингу Филипа Шиллера, такие технологии пока недостаточно хороши, чтобы решать все платежные задачи пользователей iPhone. В качестве альтернативы он предлагает приложение Passbook, которое предназначено для хранения в телефоне скидочных купонов, билетов в кино, посадочных талонов на самолет и т.п.
Новый сервис под названием Square, разработанный одним из основателей Twitter Джеком Дорси, прекрасно демонстрирует преимущество мобильных и бесконтактных технологий, считает Тони Вирди. Square – это приложение, которое продавцы могут установить на свой iPad и таким образом превратить его в цифровой кассовый аппарат. Клиенты тоже устанавливают себе это приложение и создают профиль, в котором размещают свою фотографию и вносят детали своих банковских счетов. После регистрации пользователи могут оплачивать свои покупки напрямую с мобильного телефона.
"Представьте, вы приходите за чашкой кофе, и ваше имя и фотография автоматически отражаются у продавца на iPad’e, – рисует картину будущего Тони Вирди. – Вся система устроена чрезвычайно просто – чтобы купить что-либо вам нужно будет сказать лишь пару слов. Транзакция автоматически подтверждается приложением, а оплата производится при помощи кредитной карты. Продавцу не нужна касса, а покупателю – наличные”.
Недавний прогноз финансовых аналитиков из Gartner показал, что общая сумма мобильных платежей по всему миру к 2016 г. может вырасти с $172 млрд до $617 млрд. Исследования британских специалистов по банковскому делу указывают на то, что к 2017 г. как минимум две трети клиентов банков будут так или иначе пользоваться интернет-банкингом. По мнению крупного британского провайдера бизнес-технологий Avande, к 2020 г. треть потребителей в Соединенном Королевстве будет вести все свои банковские дела при помощи смартфонов. Тони Вирди считает, что это отличный шанс расширить деятельность таких сервисов, как Google Wallet (приложение, превращающее смартфон в цифровой кошелек) и Oyster Card (карты со встроенным NFС-сенсором, которыми пользуются многие клиенты транспортной системы Лондона).
Первые проекты по широкому использованию NFC появляются и в России. Так, компания "НоваКард" сообщила об изготовлении NFC-SIM-карт для банка "АК Барс". "Эти карты представляют собой SIM-карту нового поколения со встроенной функцией NFC: чтобы произвести перевод денег, достаточно просто приложить к специальному считывателю свой мобильный телефон, – говорит Вадим Устинов, коммерческий директор компании "НоваКард". – Приятно осознавать, что в России мы являемся пионерами в реализации промышленного производства продуктов с NFC-технологиями".
В Европе и Северной Америке телефон есть почти у каждого, а у половины населения есть смартфоны, напоминает Тони Вирди. "Около 10% пользователей используют свои телефоны для того, чтобы совершать мобильные переводы. Карточки Oyster в Лондоне, в свою очередь, позволили значительно сократить очереди в кассах и увеличили эффективность транспортной системы. Обе эти технологии показали себя с лучшей стороны, и дальнейшее их развитие будет благом для всех", – говорит он.
В России проникновение сотовой связи также высоко – показатель приближается к 200%, продажи смартфонов резко растут.