Разделы

Телеком Цифровизация Бизнес-приложения

Мобильный контент: рынок пошел на взлет

Российский рынок мобильного контента растет сегодня более высокими темпами, чем рынок сотовой связи, хотя, по словам аналитиков, российские операторы сотовой связи не представляют достаточно четко своей роли в продаже мобильного контента.
Компания J'son & Partners (J&P) выпустила аналитический отчет на тему “Рынок мобильного контента в России”. Еще три года назад такого рынка в нашей стране вообще не существовало, утверждают в J&P. Однако уже к конце этого года его объем должен составить $300 млн., а 2005 году этот сегмент должен вырасти до $550-650 млн.

По мнению аналитиков J&P, одной из главных причин столь быстрого роста рынка мобильного контента заключается удобстве оплаты услуг: “Самым распространенным до последнего времени способом расчетов в нашей стране были «наличные» взаиморасчеты. Однако быстрое развитие электронных платежей делает процесс заказа мобильного контента удобным и привлекательным для абонента”.

Естественно, что вместе с ростом рынка растет и число его участников. В 2001 году первопроходцами были «БиОнЛайн» и «Инфон». Сегодня их больше ста, а к концу 2005 года количество контент-провайдеров составит 250.

Что интересно: развитие мобильного контента, как говорится в отчете, стимулируется программными центрами, находящимися в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Москва же отстает от этих двух городов. Впрочем, уже наметилась тенденция переноса офисов региональных компаний в Москву. Также, по прогнозам J&P, в будущем региональные и местные центры появятся по всей России и даже в ближнем зарубежье. Игроки рынка подтверждают прогнозы аналитиков: так, например, основанная в Новосибирске компания Sibius несколько месяцев назад открыла офисы в Москве и Киеве и планирует создать свое представительство в Казахстане.

Услуги из области мобильного контента J&P подразделяет на 4 категории: развелечения и персонализация (картинки, мелодии, java-игры), интерактивные услуги (общение и знакомство, интерактивные SMS-игры, викторины), информация (подписка на информационные каналы, разовые запросы информации) и медиа-проекты (совместные проекты с телеканалами, радиостанциями и прессой).

График роста рынка мобильного контента в России (в $млн.)


Источник: J'son & Partners.

Правда, согласно данным отчета, контент-провайдерам достается 20-30% доходов, из которых потом 10–15% приходится делить с правообладателями. Сами контент-провайдеры называют еще большие суммы отчислений. «Нам достается не 20–30% доходов, а 50-60%, из которых потом 10–15% приходится делиться с правообладателями, - говорит в интервью CNews генеральный директор компании "Никита Мобайл" Иван Скрипкин. - Более того, следует добавить, что львиная часть полученных доходов уходит на рекламу оказываемых услуг в СМИ». В то же время, в мире картина другая, одчеркивают в J'son & Partners. Например, японский сотовый оператор NTT DoCoMo забирает себе лишь 10% доходов.

Доли доходов контент-провайдеров по категориям


Источник: J'son & Partners.

«Российские операторы должны лучше понимать динамику рынка мобильного контента, – считают аналитики J&P. - Наш анализ показывает, что рынок можно стимулировать, если операторы будут следовать правильной политике. Если нет, то это может запутать ситуацию и замедлить развитие рынка».

TOP 10 Российских контент-провайдеров по доходам
1 "БиОнЛайн"
2 i-Free
3 Infon
4 "Никита"
5 "Информ-мобил"
6 Next Media Group (включает в себя Shamrock Games и PlayMobile)
7 Jippii
8 SMXCom
9 SMS Media Solutions
10 PlayFon

Источник: J'son & Partners.

«Вымпелком» был одним из пионеров рынка, создав в 2000 году отдельную компанию по производству мобильного контента – «БиОнЛайн». И именно «БиОнЛайн» занял первое место в TOP-10 российских контент-провайдеров, составленном J&P. Однако с включением «БиОнЛайн» в этот рейтинг не все согласны. ««БиОнЛайн» как отдельной компании уже не существует, теперь это всего лишь отдельный бренд, – говорит аналитик IKS-Consulting Оксана Панкратова. – Если включать «БиОнЛайн», то тогда надо было включать также МТС и «Мегафон»». «Мы очень рады за "БиОнЛайн", представленный отдельным проектом в отчете, однако, всегда считали, и считаем, что конкуренция самого оператора мобильной связи с контент-провайдерами - это неправильно с точки зрения развития рынка дополнительных услуг", - считает Иван Скрипкин из "Никита Мобайл". Он отмечает также, что, на его взгляд, компания Jippii, несмотря на свое "финско-южноафриканское" происхождение, должна находиться выше в общем рейтинге контент-провайдеров. В отношении "БиОнЛайн" с Оксаной Панкратовой согласен и генеральный директор компании «Агрегатор» Кирилл Шрамко. "Услуги, которые оказывают сами операторы – это другой сегмент рынка, - говорит г-н Шрамко. - По причине различия бизнес-моделей нужно было также отдельно считать услуги, которые оказывают провайдеры через SIM-меню в сетях некоторых операторов связи. По нашим данным, рейтинг провайдеров выглядит несколько иначе, но мы понимаем, что при той закрытости рынка, которая у нас существует сейчас, очень сложно получить объективные данные. Что касается темпов роста рынка и количества провайдеров, мы согласны с прогнозами J&P".

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Аналитик J&P Дмитрий Мартемьянов объясняет, что ««БиОнЛайн» представляет из себя отдельную бизнес-модель, который нет у МТС и «Мегафона». Точнее, МТС применял похожую модель в проекте «МТС-Экстра», но он был закрыт. С таким сравнением не согласен начальник службы общественных связей МТС Павел Нефедов: «МТС-Экстра был всего лишь одним из проектов, не предлагавшим при этом какой-то новой модели по сравнению с той, что использует МТС во взаимоотношениях с контент-провайдерами».

  Политика Сильные стороны Слабые стороны
МТС Оказание дополнительных услуг — стратегическая задача. МТС должна присутствовать в этом сегменте рынка. Большая абонентская база, высокие затраты на услуги мобильной связи. Быстрое строительство новых сетей важнее, чем широкий спектр дополнительных услуг с самого начала работы сети.
«Вымпелком» Ориентация на оказание единого пакета дополнительных услуг на всей территории действия сети. Услуги доступны всем пользователям федеральной сети, разработан единый стандарт взаимодействия с контент-провайдерами. Слабая маркетинговая Поддержка дополнительных контентных услуг, контент-провайдеры должны продвигать свои услуги без участия оператора. Контент- провайдеры считают «Вымпелком» излишне забюрократизированной компанией.
«Мегафон» Компания эффективно продвигает использование дополнительных услуг среди своей абонентской базы. «Мегафон» продвигает себя как компанию с большим набором дополнительных услуг и высокой степенью их консолидации. Техническая и юридическая разобщенность региональных сетей.

В ближайшее время услуги в области мобильного контента должен начать предоставлять еще один сотовый оператор – «Скайлинк». Дмитрий Мартемьянов считает, что «приход «Скайлинка» может серьезно изменить ситуацию на рынке только в том случае, если он может предложить эксклюзивный контент, использующий все преимущества его сети и которого пока не могут предоставлять GSM-операторы».

Говоря о прогнозах на будущее, аналитики J&P считают, что в следующем году стоит ожидать прихода на российский рынок мобильного контента крупных иностранных игроков, тем более, что один такой пример уже есть: южноафриканский iTouch купил компанию Jippii. В то же время, российские игроки сами будут выходить на заграничные рынки, в частности, на рынки ближнего зарубежья (некоторые российские контент-провайдеры уже работают в странах Средней Азии). Так, по словам генерального директора компании Sibius Руслана Хромова, до конца 1-го квартала следующего года эта компания завершит выход на рынки всех стран Средней и Центральной Азии. "На новых для нас рынках будут представлен полный перечень наших услуг: от рингтонов, мобильных игр и знакомств до интерактивных медиапроектов, - заявил г-н Хромов в интревью CNews. - Однако акцент будет сделан на решениях, предназначенных для масс-медиа».

Также во второй половине 2005 года J&P ожидает начала периода массовых поглощений и слияний. Но, по мнению Павла Нефедова, будущее все-таки за небольшими, нишевыми контент-провайдерами. «С одной стороны, большинство контент-провайдеров, действительно, работает в определенной, достаточно узкой нише, - говорит Руслан Хромов из Sibius. – Однако наш опыт показывает, что одной компании вполне по силам успешно развивать все направления в сфере мобильного контента».