РИО-центр, тесно связанный с ведущими научными организациями России, готовится обучать молодых людей культуре пользования ИТ. Пока проект находится на начальной стадии, но проблемы, которые необходимо решить, уже обозначены. Светлые умы науки и бизнеса убеждены, что пока ИТ далеко не всегда используются разумно, а порою и вовсе калечат детей, повреждая их психику.
Заседание правления попечительcкого совета Центра развития информационного общества (РИО-Центра) прошло 22 апреля. Представители власти, науки и бизнеса сошлись во мнении о необходимости серьезного подхода к вовлечению молодежи в сферу ИТ в России. По сути, было признано, что до сих пор задача развития отрасли ставилась
не совсем корректно, так как главным критерием была степень проникновения ИТ без учета того, где и как используются технологии.
Так, по словам Вагана Шахгильдяна, президента Московского технического университета связи и информатики, коллективные центры доступа в интернет зачастую из коммерческих соображений превращаются в игровые клубы, в которых молодежь просиживает все свободное время, тратя деньги родителей. Причем такое времяпрепровождение приносит один лишь вред.
Тема обучения правильному использованию компьютерных технологий и преодоления их негативного влияния заняла ключевую роль в обсуждении. Многие отметили, что виртуальный мир зачастую ведет к десоциализации молодых людей, разрывает их связи с реальным миром, более того деформирует психику.
Центральным выступлением собрания был доклад Надежды Серяковой, президента фонда «Новые перспективы», предложившей концепцию молодежных программ обучения навыкам разумного использования ИТ. Это требуется не только молодежи, но и государству, заинтересованному в грамотных ИТ-кадрах.
По словам г-жи Серяковой, критерием информационной культуры можно считать умение человека адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять ее поиск и создавать качественно новую информацию. В России же, отметила г-жа Серякова, система подготовки «потребителей» информации не сформирована. Например, в школах нет специальной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры, хотя такое обучение необходимо.
Одной из главных целей концепции является продвижение в молодежной среде идеи развития информационного общества и формирование здоровой массовой культуры на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В частности, предполагается обеспечение полученных в виртуальной среде знаний и навыков в реальной жизни, например, вовлечение молодежи в деятельность технопарков, участие в других значимых проектах в сфере ИКТ. Кроме того, идет речь о том, чтобы создавать молодежные ассоциации и сообщества.
Как отметил Олег Бяхов, руководитель департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ, необходимо научиться говорить с молодежью на одном языке, но в то же время не поощрять «воинствующий кретинизм».
По словам Ольги Усковой, президента Cognitive Technologies, заинтересовать молодежь в данной программе можно только перспективами материального благополучия и карьерного роста. Обсуждение резюмировал Владимир Петровский, профессор МГИМО: «Приступить к реализации концепции необходимо как можно скорее».
Однако собравшиеся одобрили не концепцию фонда «Новые перспективы», а, скорее, правильность выбранного пути обучения молодежи ИТ-культуре. Большой проблемой является финансирование проекта. Как предложила г-жа Серякова, в рамках молодежных программ предполагается сотрудничество с ИТ-компаниями. Но финансовые механизмы реализации так и не были прояснены в ходе обсуждения.
Можно сказать, что пока «РИО-Центр» наметил лишь примерный план действий, конкретика должна появиться позднее.