Разделы

Бизнес Техника

МР3 уходит в историю?

Доля цифровой музыки, хранимой в формате МР3, медленно, но неуклонно снижается, в то время как его популярность у пользователей пока что не падает, утверждают исследователи рынка.
Результаты исследования, проведенного компанией Music Watch Digital, входящей в состав NPD Group, показывают, что доля музыкальных записей в формате МР3 в последние месяцы снижалась. В настоящее время она составляет 72%, в то время как год назад достигала 82%. Исследование проводилось методом анализа музыкальных записей, хранящихся на жестких дисках компьютеров пользователей.

«Пользователи продолжают получать записи в формате МР3 и сохранять их на дисках, однако они стирают их больше, чем получают новых, - говорит один из аналитиков компании Айзек Джозефсон (Isaac Josephson). - Люди относятся к записям как к «одноразовому» товару в большей степени, чем к копиям, сделанным с компакт-дисков, а как раз львиная доля записей в формате МР3 загружается по Сети».

Медленное переосмысление роли МР3 является частью стратегии, которой придерживаются компании, производящие цифровую музыку. Эта стратегия предусматривает постепенный переход пользователей от файлообменных сетей, где царит анархия, на онлайновые магазины и сервисы, позволяющие зарабатывать деньги - такие, как iTunes Music Store компании Apple.

В самом деле, за истекший год большого успеха на рынке добились два формата, поддержку которых осуществляют компании Microsoft и Apple. Каждый из них, по данным опроса 40 тыс. пользователей, осуществленного компанией NPD MusicWatch Digital, смог занять около 5% дискового пространства.

Аналитики подчеркивают, что популярность формата МР3 сама по себе не снижается - пока что речь идет о том, что записи в этом формате стирают в большем количестве, чем записи в других форматах. Тем не менее, этот процесс ведет к снижению количества музыкальных записей в этом формате - аналитики NPD полагают, что общее количество записей в МР3 на всех компьютерах в США с августа 2003 года по июль 2004 год уменьшилось на 742 млн. единиц. В то же время, число записей в формате Windows Media за этот период увеличилось на 537 млн.

Некоторые эксперты полагают, что происходит перераспределение ролей между форматами разных классов - МР3 превращается в формат для временного хранения образцов музыкальных записей, в то время как его конкуренты от Apple и Microsoft будут использоваться при создании постоянных библиотек записей.

Тем временем другое исследование, осуществленное компанией CacheLogic, показало, что МР3 по-прежнему преобладает и в объеме продаж записей, и в файлообменных сетях. Компания отслеживала статистику пересылок звуковых файлов у двух крупных интернет-провайдеров в течение двух выходных дней. Обнаружилось, что на долю МР3 приходилось свыше 88% всего «звукового» трафика, в то время как на долю формата от Microsoft - около 5%.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

По мнению специалистов, происходящие изменения свидетельствуют о том, что эпоха «Дикого Запада» на рынке цифровой музыки подходит к концу. С момента появления Napster миллионы пользователей обменялась миллиардами записей в формате МР3. Появление и развитие музыкальных онлайновых магазинов, таких как iTunes, внесло свою лепту в развитие альтернативных форматов, однако эта тенденция пока что проявляется слабо. Общее число продаж записей в Сети остается низким, а доля приобретенных мелодий на жестких дисках пользователей составляет около 3,5%. Тем не менее, и iTunes, и другие сервисы способствуют тому, что производители проигрывателей включают поддержку альтернативных форматов в свои портативные плееры.

Специалисты полагают, что большинству пользователей нет дела до того, каким именно форматом они пользуются - лишь бы проблем с прослушиванием записей не возникало. В то же время исследование, проведенное компанией Jupiter Research в марте 2004 года, показало, что о формате МР3 пользователи осведомлены больше, чем о других. Более 20% из них сообщили, что при выборе портативного плеера для них важно, чтобы он поддерживал МР3, в то время как поддержки формата WMA от Microsoft требуют только 7%, а формат ААС от Apple не интересует практически никого.

Несмотря на несколько различные прогнозы будущего форматов цифровой музыки, ясно одно: как бы ни менялась его роль, формат МР3 останется единственным «обязательным» форматом для производителей. Крупные компании, долгое время сопротивлявшиеся признанию этого очевидного факта, теперь признают свое поражение. В прошлом месяце Sony подтвердила, что включает в свои портативные плееры прямую поддержку МР3 - ранее записи требовалось предварительно конвертировать в собственный формат Sony ATRAC. Microsoft также недавно добавила в свой новый Windows Media Player возможность перевода музыкальных записей с компакт-дисков в формат МР3. По мнению специалистов, это свидетельствует о признании компанией того факта, что пользователи требуют обязательной поддержки формата МР3, даже если и экспериментируют с другими форматами.

«Пока что мы видим, что устройств, не поддерживающих формат МР3, просто нет, - говорит Генри Линде (Henri Linde), вице-президент по новому бизнесу и лицензированию компании Thomson, которая контролирует патентование МР3. - Мне уже десять лет твердят, что МР3 отомрет через полгода, и мы все еще ждем».