МТС, Мегафон и «Билайн» проигрывают войну SMS-спамерам
Попытка федеральных сотовых операторов «объявить войну» SMS-спаму не принесла результатов: спамеры вместо коротких номеров стали использовать обычные телефонные номера. При этом возникли проблемы с получением SMS-сообщений от банков и других полезных сервисов.Абоненты сотовой связи в последнее время обнаружили резкий рост SMS-сообщений рекламного характера (спама), приходящий с обычных федеральных номеров. Например, корреспондент CNews, тестируя услугу MNP, приобрел SIM-карты трех сотовых операторов: МТС, «Билайн» и «Мегафон». Сразу после их включения на каждую посыпался спам.
Проблема SMS-спама уже давно беспокоит российских операторов и пользователей. В октябре 2013 г. из 2,4 млрд сообщений, поступивших в сеть МТС, треть была спамом. Но до недавнего времени спам приходил с коротких номеров, состоящих из нескольких цифр или букв. Федеральные операторы сначала стали блокировать спам с коротких номеров, отправленный из их собственных сетей, а осенью началась борьба со спамом из других сетей.
Основной источник SMS-спама, приходящего абонентам «большой тройки» сотовых операторов, - это сообщения, отправленные из региональных сетей. Благодаря тому, что между российскими операторами отсутствует плата за межсетевой обмен SMS-сообщениями, региональные игроки могли выставлять низкие цены на оптовую отправку сообщений.
Первым борьбу с межсетевым спамом начал «Мегафон»: он в октябре отключил прием сообщений из других сетей, отправленных с коротких номеров. Теперь для массовой отправки SMS-сообщений абонентам «Мегафона» необходимо иметь прямой договор с самим оператором либо с SMS-агрегатором, который тоже имеет прямой договор.
Позднее аналогичный шаг предпринял Tele2. На прошлой неделе сообщения с коротких номеров из внешних сетей отключил и МТС.
В «Вымпелкоме» пока действуют более осторожно: компания блокирует входящие сообщения с коротких номеров лишь в тестовом режиме. Но «Вымпелком» принял ряд других мер, например, вместе с SMS-агрегаторами составил «черный список» отправителей, занимающихся спамом, а также позволил абонентам блокировать сообщения с определенных коротких номеров.
Но спамеры нашли способ обойти эти ограничения: они стали рассылать спам с обычных номеров. При этом номер отправителя может быть вымышленным: например, корреспондент CNews получил на SIM-карту «Билайна» сообщение, отправленное якобы с городского номера МГТС, хотя у МГТС есть SMS-обмен поддерживается только с МТС. Другое рекламное сообщение пришло с длинного номера, содержащего комбинацию букв и цифр.
Неприятный случай был зафиксирован с известным музыкальным продюсером Максимом Фадеевым: он является абонентом сети «Билайн» с красивым номером, которым спамеры стали подписывать свои сообщения. В результате Фадееву стали поступать ответные сообщения. Спамеры готовятся и к возможной фильтрации сообщений по их содеражнию: в некоторые сообщения стали добавляться слова, позволяющие их замаскировать под простые послания («Привет» и др.).
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
Проблемы начались и с легальными SMS-рассылками. Так, после предпринятых «Мегафоном» мер целый ряд крупных банков не смогли доставить SMS-оповещения абонентам этого оператора. Во избежание дальнейших проблем некоторые банки, например, Альфа-банк, «ВТБ-24», платежная система Qiwi, стали осуществлять рассылки своим пользователям с обычных, федеральных номеров.
«Операторы заблокировали коммерческий SMS-трафик с других сетей, после чего спамеры перешли на использование обычного, пользовательского трафика, - констатирует эксперт Комитета по информационной политике Госдумы Денис Маймистов. - Для этого закупаются специальные стойки с модемами, в которые вставляются SIM-карты, оформленные на физических лиц. Бороться с этим будет достаточно сложно: можно, например, ввести плату за межсетевой обмен SMS, но это приведет к удорожанию самой услуги, в то время, как она переживает не лучшие времена из-за конкуренции со стороны онлайн-мессенджеров».
Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева подтверждает, что в последнее время было зафиксировано увеличение SMS-спама с обычных номеров, но общего увеличения жалоб от абонентов на спам не было. Поэтому в компании уверены в эффективности предпринятых ими мер.
«Мы не можем блокировать сообщения, отправляемые с федеральных номеров, поэтому ждем соответствующих изменений в законодательство», - говорят в «Мегафоне». Представитель МТС отмечает, что компания только начала блокировку сообщений из других сетей, поэтому подводить итоги еще рано.
«Фильтровать все входящие SMS-сообщения на предмет спама будет очень непросто: можно зафиксировать массовую рассылку, но нет никаких гарантий, что, например, это не обычный пользователь позвал друзей на день рождения, - отмечает Маймистов. – Но законодательные изменения действительно нужны, причем, следует обязать операторов бороться со спамом, рассылаемым из их сетей: отфильтровать исходящий трафик проще, чем входящий».