МТТ хочет стать интернет-провайдером
Ввиду ожидаемой стагнации рынка дальней связи и потери основных клиентов из числа сотовых операторов, МТТ решила попытаться выйти на рынок широкополосного доступа. Однако аналитики опасаются, что компания не хватит для этого ресурсов.Гендиректор компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) Эльдар Разроев, назначенный на свою должность месяц назад, представил стратегию развития оператора на 2010-12 гг. Искать новые источники доходов компанию заставили не лучшие времена: как признал Разроев, сотовые операторы, для передачи транзитного трафика которых в 1994 г. и создавалось МТТ, уходят от компании. Долгое время у МТТ были исключительные права на оказание услуг междугородней связи для сотовиков, но после начала в 2006 г. процесса демонополизации «большая тройка» сотовых операторов построила собственные магистральные сети.
МТТ продолжает оказывать услуги сотовикам, в частности, в отношении пропуска сигнального трафика, но снижение доходов от оказания услуг сотовым операторам произошло значительное. Насколько именно – в компании не раскрывают, впрочем, известно, что в 2008 г. пропуск сотового трафика составлял 57% одоходов компании. Впрочем, как философски заметил Разроев, «все что не происходит – все к лучшему: это заставляет нас быстрее искать пути диверсификации бизнеса».
Демонополизация рынка дальней связи должна была принести выгоды и самому МТТ: в 2005 компания стала первой, получившей коды для оказания услуг междугородней/международной связи. По итогам 2008 г., компания занимала 7,5% долю на розничном рынке услуг дальней связи. Сейчас, по данным гендиректора агентства Roland Berger Strategy Consulants Бориса Фирсова (RBSC, разработчик новой стратегии МТТ), доля компании выросла до 10%. Но, в то же время, в следующем году RBSC прогнозирует начало стагнации рынка в рублевом выражении. А по прогнозам других аналитиков – в частности, IKS-Consulting – уже в этом году рынок упадет на 3% до 55,6 млрд руб.
В этих условиях RBSC рекомендовал МТТ обратить внимание на рынок широкополосного доступа в интернет (ШПД), который в течении ближайших трех лет будет расти на 15 – 20% в год. Задача МТТ - занять в сегменте ШПД-услуг для частных лиц не менее 10% (объем данного сегмента в этом году составит, по прогнозу J'Son & Partners, 47,5 млрд руб.), а также попытаться выйти в сегмент ШПД-услуг для корпоративных клиентов (B2B). С этой целью МТТ готова, в том числе, и совершать приобретения интернет-провайдеров в регионах. По итогам 2008 г. при выручке 21,2 млрд руб. чистая прибыль МТТ составила лишь 7,2 млн руб., но, по словам Разроева, в случае необходимости компания сможет привлечь и заемные ресурсы для осуществления приобретений.
Кроме того, в июле компания запустила партнерскую программу для региональных провайдеров, к которой уже подключились провайдеры из трех городов – Ижевск (республика Удмуртия), Томск, Ярославль. Суть программы состоит в том, что провайдер отдает своих абонентов на обслуживание в МТТ – либо полностью, либо только для дополнительных к доступу в интернет услуг (VoIP, IP-телевидение и др.), получая взамен вознаграждение от полученных МТТ доходов. На начало 2010 г. у компании будут технические площадки для оказания ШПД-услуг в 30 российских городах.
Андрей Аксенов, IXcellerate: Повышенный интерес к ИИ провоцирует всплеск спроса на ЦОД-услуги
Гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин сомневается в способности МТТ совершать серьезные приобретения на рынке ШПД из-за высокого спроса на соответствующие активы. «К этому рынку за последние два года уже пристально присматривались такие гиганты, как «Мегафон», «Транстелеком», «Ростелеком», но даже они не смогли совершить серьезных приобретений, - отмечает Брюквин. - Если же говорить о B2B-сегменте, то тут МТТ придется конкурировать не только с крупнейшими игроками, но и со своей же сестринской компанией «Синтерра» (как и МТТ, контролируется холдингом «Промсвязькапитал»), которая как раз на этом рынке и специализируется».
«У МТТ был шанс раньше других конкурентов «Ростелекома» выйти на рынок дальней связи и попытаться закрепиться на различных нишах, например, на обслуживании трудовых мигрантов, - считает эксперт CNews Analytics Александр Морошкин. - Сейчас этот шанс упущен, а на рынке ШПД и так достаточно крупных игроков - «Вымпелком», «Комстар – ОТС», «Связьинвест» и др., с которыми МТТ вряд ли удастся тягаться».