Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

“Мыльные пузыри-2001”: памятник несбывшимся мечтам хай-тека

Сайт Wired.com обнародовал свой ежегодный список “разочарований года” - 10 наиболее значимых из заранее обещанных технологических прорывов, которые так и не увидели свет в 2001 году, не стали завершенными решениями.
Как ни называй период процветания хай-тека, начавшийся в середине 90-х и улетучившийся к началу истекшего года, - новой экономикой, экономикой дот-комов, эрой Клинтона - ясно одно: благоденствие основывалось зачастую на мыльных пузырях многообещающих технологий и баснословных прибылей, которые, материализовавшись, оказывались вовсе не столь многообещающими и баснословными - если эта материализация происходила вообще.

Wired.com в последние годы отмечает наградами Vaporized Awards ("Мыльные пузыри") наиболее заметные идеи в сфере высоких технологий - многообещающие, но так и не воплотившиеся в конкретные продукты. Лауреатов награды выбирали самые обыкновенные люди, чье мнение и должно быть самым значимым для высокотехнологичных компаний, – конечные пользователи, наслышанные о многообещающих инновациях, но так и не увидевшие никаких признаков их воплощения во что-то конкретное.

Из сотен мнений были отобраны лишь те, что соответствовали представлению Wired.com о самом понятии "мыльного пузыря" (Vaporware) – то есть продукты обещанные, но так и не появившиеся на рынке. Так что как бы читатели ни ненавидели Windows XP и/или Mac OS X, указанные продукты не подпадают под данное определение, поскольку на магазинных полках они все же появились. Как всегда, Microsoft досталось по первое число - наибольшим пузырем года некоторые респонденты назвали неудачу Министерства Юстиции США в антимонопольном процессе против софтверного гиганта.

Итак, десять первых лауреатов награды, перечисленных в обратном порядке:

10. Indrema: компания провозглашала себя “убийцей корпораций-тяжеловесов” - ее игровая консоль с открытым исходным кодом должна была заткнуть за пояс аналогичные продукты от Sony, Microsoft и Nintendo. Однако имеющиеся факты свидетельствуют о том, что единственное, в чем преуспела компания за свою короткую жизнь - это уход со сцены, сопровождавшийся несколькими пресс-релизами с извинениями.

"Лучше бы они забрали назад свои извинения и построили этот агрегат, вместо того, чтобы строить 3-D макеты и поливать грязью средства разработки, - заявил Тим Тонер (Tim Toner), возлагавший на продукт компании большие надежды, - тогда бы возникла огромная сеть фанатичных разработчиков, вполне способная посеять панику в рядах гигантов индустрии". Эти самые гиганты вполне достойно работали в прошедшем году на поприще компьютерных игр, а Indrema тихо приказала долго жить еще в конце весны.

9. Peekabooty: с ужесточением правительственного контроля за интернетом - в целях борьбы с терроризмом - мир узнал про нечто под названием Peekabooty. Предполагалось, что Peekabooty станет утилитой для работы в Сети, обеспечивающей полную анонимность пользователей. Утилита была обещана хакерской группой Cult of the Dead Cow (“Культ мертвой коровы”, CoDC), озабоченной проблемой сохранения неприкосновенности частной жизни, - но так и не появилась в действительности.

Один из обиженных пользователей написал: "Были взбешены все - предполагалось, что она появится в первых числах июля, затем выход был задержан на несколько недель, а те, кто спустя месяцы посещал веб-сайт группы CoDC, не мог найти там ничего - не мог получить даже общего представления о том, когда можно ждать появления продукта".

8. Искусственный интеллект. Разве не предполагалось когда-то, что к 2001 году у нас будут говорящие, думающие, "живые" компьютеры?

Джимми Сен-Жермен (Jimmy St. Germain) разочаровало отсутствие "реальной работы" в старейшем проекте компании Cyc по созданию искусственного интеллекта, возглавляемом Дугласом Лена (Douglas Lenat). Необходимо отметить, что "пузырем" в полном смысле слова Cyc не является - некоторые из ее открытий используются, к примеру, в сетевых утилитах. "Но я - не системный администратор, - жалуется г-н Сен-Жермен. - Мне бы хотелось просто плыть по воле волн".

Вопрос он поставил правильно. Где же наши роботы?

7. iSmell от Digiscent: версия Smell-O-Vision цифровой эпохи стартовала на обложке журнала "Wired" - под заголовком "От вас пахнет!" (You've got Smell!). Однако даже это не помогло обратить столь эксцентричную идею в реальность. Основной, так и не появившийся на рынке продукт компании с милым названием iSmell, должен был стать первым в мире коммерческим синтезатором запахов. Предполагалось, что пользователь сможет подключить iSmell к компьютеру, как обычные колонки (так заявил официальный представитель компании в прошлом году), однако вместо синтеза звука взрыва на экране, iSmell должен был “выдувать” пахнущее дымом облачко.

Существовали работающие прототипы устройства, кочевавшие с выставки на выставку с целью убедить окружающих в том, что технология синтеза запахов существует. Однако компания Digiscents, столкнувшись с нехваткой средств, закрылась в конце апреля. "Я знаю, что эта штука работает - одному из агрегатов довелось поработать на моем рабочем столе, - заявил Джон Хейес (John Hayes), выдвинувший компанию в наградной лист. - Вот почему эта история особенно огорчила меня. Каким-то образом опыт компании Digiscents (по созданию синтезаторов запахов) будет востребован уже в ближайшие годы".

6. Электронная фотопленка Silicon Film. Компания Silicon Film Technologies попала в список “пузырей” из-за того, что не смогла воплотить в жизнь заинтриговавшую всех идею создания "цифровой фотопленки", которая позволила бы превратить обычный пленочный фотоаппарат в цифровой. Уже прошел год, а продукт так и не появился на рынке.

Веб-сайт компании работает как ни в чем ни бывало и по-прежнему обещает начать продажи пленок, "как только будут получены необходимые сертификаты". Однако телефон ужене работает, что привело Тома Хаммера (Tom Hammer), одного из читателей Wired News, к мысли - не является ли это "одной из крупнейших интернет-уток в истории".

5. Беспроводные 3G-сети. Если вы не преуспевающий токийский бизнесмен, то, скорее всего, уже предостаточно наслышаны об услугах сетей связи нового поколения, но самому опробовать их в деле еще не доводилось. Уже не один год телекоммуникационные компании твердят о том, что высокоскоростные эфирные линии передачи данных, позволяющие передавать аудио и видео на мобильные телефоны, уже на подходе, осталось лишь урегулировать отдельные законодательные и технические вопросы.

Карлос Сальвестрини (Carlos Salvestrini) пишет: "Мне так и не довелось подержать в руках аппарат, поддерживающий мобильные услуги 3G - о компании, которая предоставляла бы их, я вообще молчу. О какой "мобильной революции" может идти речь, если нет ни устройств, которые можно было бы опробовать, ни компаний, соответствующие услуги предоставляющих. Как такая революция может произойти?"

4. Team Fortress 2. Компания Valve Software уже несколько лет обещает выпустить эту долгожданную многопользовательскую игру. Веб-сайт компании заявляет, что Team Fortress 2 "сочетает в себе ролевую игру с тем духом товарищества и взаимовыручки, который есть в классических фильмах о войне", однако многие читатели задаются вопросом, удосужилась ли компания поработать хотя бы над названием?

"В этой стрелялке (рассчитанной на одного игрока) можно было сбиться с пути, - заявляет Майк Паркер (Mike Parker). - И более того - можно было так заблудиться в чащобах, что уже никогда не найти дороги обратно".

3. Photoshop для OS X. Новая операционная система для компьютеров Macintosh компании Apple под названием Mac OS X, без сомнения, хороша, однако Apple могла бы оказать большую услугу своим пользователям, если бы позаботилась о портировании для нее Adobe Photoshop.

Ходили слухи, что Adobe в ближайшие месяцы выпустит хотя бы бета-версию Photoshop OS X, однако пользователи ее пока не дождались.

2. Warcraft III: никто не выразился по поводу заминок с появлением новой версии популярной игры из серии Warcraft компании Blizzard красноречивее Тада Келли (Tadhg Kelly), воспринявшего это как личное оскорбление. "Никогда еще тянущиеся надежды столь многих не разбивались из-за задержки нескольких", - заявил он.

То же самое г-н Келли говорил и год назад - и тоже в отношении Warcraft III. Пресс-секретарь компании Blizzard заявила, что задержка с выходом игры вполне в духе Blizzard, и что компания лишь стремится убедиться в том, что продукт соответствует тем стандартам качества, к которым она привыкла.

И, наконец, победитель...
В рейтинге Wired News уже который раз побеждает трехмерная "стрелялка" Duke Nukem Forever компании 3-D Realm; игра уже четвертый год в производстве, а даты выпуска все не видать.

Веб-сайт компании заявляет: "Даты нет. Никакие даты нам неизвестны. Если вы услышите какую-нибудь "достоверную информацию" или что-нибудь прочитаете на новостном веб-сайте, или в компьютерном магазине расскажут - не верьте. Никто не знает ничего. Нет даты. Точка".

Такой стиль общения побудил Ольгера Кляйнсоргена (Holger Kleinsorgen) написать: "Будущие поколения вместо фразы “когда рак на горе свистнет” будут говорить “когда Duke Nukem Forever выпустят". Его поддерживает Деннис Мэрфи (Dennis Murphy), заявивший, что об ожидании этой игры он надеется рассказать своим внукам. И они тогда скажут ему - да, мы знаем, сами ее ждем…

Но генеральный менеджер 3-D Realm Скотт Миллер (Scott Miller) не был слишком уж сокрушен, когда ему сообщили об очередном присвоении “мыльной” награды Wired.com. "Это очень многообещающая игра, - сказал он. - Это - не обычная стрелялка, каких сейчас немало наплодили. Мы задаем новые стандарты. Чтобы узнать, каков пудинг, надо его попробовать".

Однако о сроках подачи пудинга к столу г-н Миллер не сказал ничего вразумительного.