Разделы

Безопасность Госрегулирование Бизнес

На борьбе с контрафактом в Питер въехали москвичи

Легализация питерской мультимедийной розницы привела к разорению уже второй местной розничной сети: бизнес сети «Кудыкина гора» перешел к московскому «Настроению».
Легализация рынка мультимедиа-продукции в Санкт-Петербурге обнаруживает первые «побочные эффекты». После закрытия сети «505», не сумевшей приспособиться к условиям работы с лицензионным товаром, та же участь постигла питерскую сеть «Кудыкина гора», бизнес которой приобрели московские «Розничные технологии» (сеть магазинов «Настроение»). Москвичи также ведут «переговоры о сотрудничестве» с сетью «Десятка», что может обернуться серьезными переменами в расстановке сил на питерском рынке торговли аудио-, видеопродукцией.

Как рассказал CNews сотрудник «Кудыкиной горы», пожелавший остаться неназванным, расходы компании на закупку лицензионного мультимедиа существенно понизили рентабельность бизнеса в целом, в результате чего руководство приняло решение о продаже сети. «Также большим фактором стало то обстоятельство, что мы не смогли выдержать конкуренцию с мелкими торговыми точками, попросту говоря, с лоточниками, торгующими «пираткой» на улицах города. В итоге все шесть наших магазинов перешли к московской сети «Настроение»», — рассказал собеседник CNews.

По словам генерального директора некоммерческого партнерства «Организация контроля охраны авторских и смежных прав» (НП «Око») Павла Альтова, приход в Питер «Настроения» вытекает из логики развития местного рынка. «Московская сеть имеет солидный запас прочности, прежде всего, за счет отлаженных механизмов работы с правообладателями, поэтому, скорее всего, сумеет занять свое место в сегменте лицензионного мультимедиа и в Петербурге», — уверен он. Альтов соглашается с тем, что «обеление» рынка влечет за собой целый ряд трудностей для розницы — правообладатели предоставляют за большие объемы продаж льготы супермаркетам. Те, имея больше свободы при ценообразовании, отнимают долю продаж у сетей.


Москвичи с удовольствием покупают питерские сети, у которых не получилось перейти на торговлю легальным аудио и видео

Однако ситуация для питерских торговцев не выглядит безнадежной, заверяет Альтов. «Возьмите сеть «Айсберг». Торгуя исключительно «лицензией», компания не только не сдает рынок, но и сумела открыть в 2007 г. два новых магазина», — поясняет он. Видимо, учтя тенденции рынка, члены НП «ОКО» сегодня единогласно проголосовали за обращение к правообладателям с просьбой предоставления им льготных условий реализации новинок. Основанием для таких льгот станет предварительный план объема продаж по каждому наименованию, составленный на основе прогноза каждой сети.

Оценивая текущую ситуацию на рынке, генеральный директор компании «Бомба Питер» Олег Грабко отметил, что механизмы легализации питерского рынка, применяемые на нем последние два года, во многом облегчили выход на него крупных московских игроков. «Работу контрафактных сетей, конечно, нужно было пресекать, однако сейчас многие участники рынка завершили год с убытками, и вполне логично, что если ситуация не изменится, мы станем свидетелями еще нескольких покупок. По моей информации, до конца 2008 г. «Настроение» хочет довести количество своих магазинов в Петербурге до ста», — рассказал Грабко.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Тем временем, сразу несколько источников CNews на мультимедиа-рынке Петербурга сообщают, что «Настроение» собирается выкупить бизнес и у сети «Десятка». Генеральный директор «Десятки» Антон Саутин подтвердил факт переговоров с «Настроением» «по возможным вариантам развития бизнеса». Слухи о якобы состоявшейся продаже «Десятки» Саутин категорически опроверг. «Нашу сеть «продают» в прессе в среднем два раза в месяц. Интерес со стороны «Настроения» есть, но это не означает, что он выльется в продажу. Нам интересен наш бизнес, за год мы открыли три новых магазина — моделей же сотрудничества на этом рынке существует множество», — рассказал он CNews.

Говоря о второй причине, обусловившей продажу бизнеса «Кудыкиной горы», — контрафакте — участники рынка сходятся в оценках: борьба с «пиратами» не дает ожидаемого эффекта. Показательным примером здесь может послужить сеть «Дискаунт»: компания входила в городскую программу легализации рынка и даже участвовала в показательном уничтожении партии пиратских дисков. Однако, по данным партнерства, умудрилась за прошедший год увеличить долю контрафакта в своих магазинах в среднем на 50% по различным позициям (самые высокие показатели контрафактности у игр для консоли PlayStation — 100%). «Обращение в милицию не всегда дает результат — мелкая розница так никуда и не ушла. Сейчас мы активно обращаемся с исковыми заявлениями в Арбитражный суд. На основе предоставляемой видеосъемки фактов нарушения прав на интеллектуальную собственность мы требуем взыскания компенсации с нарушителя. 16 исков на сумму 1,5 млн. руб. уже удовлетворено, еще 40 находятся на рассмотрении», — рассказали CNews в НП «ОКО».