Разделы

Бизнес

На границах России ставят авто-рентгены

Таможня продолжают внедрение высоких технологий - Северо-Западному таможенному управлению будет передан новейший инспекционно-досмотровой комплекс (ИДК). Всего же в течение ближайших 5 лет на границах РФ планируется разместить 72 стационарных и мобильных ИДК, из них 10 - в морских портах. В дальнейшем такими комплексами будут оснащены все границы России. По данным ФТС, только один ИДК стоит $4-6 млн.
Как сообщила пресс-служба Федеральной таможенной службы, таможенные органы СЗТУ на днях существенно пополнят свой арсенал технических средств контроля. В распоряжение Выборгской таможни поступит современный мобильный инспекционно-досмотровый комплекс Heimann Cargo Vision Mobile. Комплекс займет место в автомобильном пункте пропуска на российско-финском участке границы.

HCV-Mobile представляет собой мобильную систему высокоэнергетического рентгеновского просвечивания для проверки груженых автомобилей и контейнеров. В ФТС разъясняют, что новая рентгеновская аппаратура позволит таможенникам полностью осмотреть автомобили без вскрытия грузового отделения. Таможенники подчеркивают, что с помощью ИДК можно будет «визуализировать находящиеся в нем товары и различные объекты в течение нескольких минут». Это позволит существенно ускорить грузопроходимость через пункты досмотра.

Производством комплекса занимается немецкий концерн Smiths Heimann. Настройка оборудования под российские условия обеспечивается на совместном предприятии в Smiths Heimann и ЗАО «Техно-С.Петербург» в северной столице. Договор между предприятиями был подписан еще в августе 2005 года. В мае 2006 был изготовлен первый ИДК. В планах завода — выпускать более 20 комплексов различных модификаций в год.

По данным ФТС, в 2007 году на различных участках госграницы России начнут функционировать 40 мобильных и 7 стационарных ИДК. А в 2010 году на границе будут размещены 72 ИДК: 50 стационарных (из них 30 — для автомобильных пунктов пропуска, 10 — для аэропортов, 4 — для морских портов, 6 — железнодорожных) и 22 мобильных, которые будут задействованы на дорогах и границах между пунктами пропуска. На эти цели уйдет 13 млрд. рублей. Планируемый эффект — сокращение недостоверного декларирования на 12% ежегодно.

ФТС планирует оснастить ИДК 51 таможенный пункт. «Создаваемая система контроля крупногабаритных грузов должна позволить вывести таможенный контроль на качественно новый уровень», — уверены таможенники. В ФТС сообщают, что практика применения ИДК, накопленная за рубежом, «доказывает высокую эффективность применения комплекса при таможенном контроле товаров и транспортных средств».

Напомним, что в 2005 году компания «Техно-С.Петербург» сдала в эксплуатацию первый ИДК HCV-Gantry, который функционирует на автомобильном переходе «Троебортное» на российско-украинской границе. В этом году компания выиграла конкурс на строительство 4 ИДК на таможенных пунктах пропуска «Торфяновка», «Брусничное», «Убылинка», «Бурачки». В частности, на международном автомобильном пункте пропуска «Убылинка» в Псковской области ИДК уже строится. По словам начальника Псковской таможни Игоря Коробейникова, начать эксплуатацию комплекса планируется уже к маю 2007 года. Кроме того, в 2007 году ИДК планируется оснастить «Верхний Ларс», «Петухово», «Забайкальск», «Орск», «Илек».

Первый в России мобильный инспекционно-досмотровый комплекс поступил в распоряжение Южного таможенного управления. Как сказал руководитель ФТС Андрей Бельянинов, «стоимость комплекса около $3 млн., но его эффективность не вызывает сомнений». Время досмотра одной автомобильной фуры после внедрения ИДК составляет порядка 20 минут. Сейчас, по данным ФТС, один ИДК стоит $4–6 млн.

Олег Горбатов