Разделы

Бизнес Телеком Мобильная связь Интернет E-commerce

На рынке микроплатежей большой передел

Вслед за скоропостижным закрытием на прошлой неделе крупнейшего игрока рынка микроплатежей, компании «Русский Биллинг», агрессивную позицию в этом сегменте поспешили занять два провайдера, «А1» и i-Free. Они учредили отдельные, самостоятельные компании для работы в этом сегменте. Фактически на рынке микроплатежей происходит передел, полагают его участники. И для рынка VAS эта история — только начало затяжных и болезненных перемен.
О фактическом закрытии крупнейшего игрока в сегменте микроплатежей компании «Русский Биллинг» (ранее до 70% рынка), стало известно в минувший вторник из открытого письма исполнительного директора компании Андрея Румянцева. «У нас нет радостного повода, чтобы написать вам об успешно проведенных выплатах. Банк, кредитующий «Русский Биллинг», не выполнил свои обязательства. Мы рекомендуем всем партнерам сменить агрегатора уже сегодня, или в ближайшие дни», — говорилось в письме.

Банк РФИ, о котором написал Румянцев, имел тесные отношения с партнером «Русского Биллинга», провайдером «А1». У последнего также имелось свое биллинговое подразделение, MPBill (15% рынка), фактическим владельцем которого являлся глава банка РФИ.

По информации CNews, проблемы у «Русского Биллинга» начались из-за практики расплачиваться с партнерами авансом, то есть раньше того, как средства поступали от сотовых операторов. Это позволяло игроку удерживать на рынке значимую долю, однако зависимость от кредитных средств в конечном счете поставила такую бизнес-модель под удар. Кризис ликвидности отрезал компанию от заемных средств.

По другой версии, которую косвенно подтвердил и сам Румянцев, «А1» могла спровоцировать финансовые трудности у «Русского Биллинга» и тем самым устранила конкурента с рынка. Сразу после закрытия компании «А1» объявила о реструктуризации и создании на базе MPBill компании «А1-агрегатор», а также о намерении рассчитаться с долгами «Русского Биллинга» — порядка $2 млн. Исполнительный директор «А1-Агрегатор» Вячеслав Столовицкий заявил CNews, что «А1» никогда не была участником компании «Русский Биллинг», но в свое время «принимала активное участие в становлении и развитии компании-партнера «Русский Биллинг».


С рынка микроплатежей ушел абсолютный лидер, и аналитики предупреждают, что это далеко не последняя перестановка

Тем не менее, в обращении Румянцева говорится: «Мы теряем собственный бизнес с прекрасным именем и репутацией из-за того, что партнер стал конкурентом. Все действительно проявляется именно в сложные времена». Связаться с ним для получения комментариев не удалось. «Скорее всего — кризис стал той самой отговоркой, которую использовали «А1» для ликвидации «Русского Биллинга». Ситуация похожа на какие-то манипуляции «А1» со своими дочками и падчерицами. Очень непрозрачное происшествие», — заявил CNews один из экспертов рынка на условиях анонимности.

«Нормальной» называет эту ситуацию Сергей Руденко из J'son&Partners: «Эту ситуацию можно рассматривать как "нормальную" - сильный игрок столкнулся с проблемами и компания прекращает свою деятельность. Его нишу стали быстро заполнять инициативы от других заинтересованных сторон. Сегмент микроплатежей активно "легализуется" и дальнейшие перестановки сил в этом сегменте все еще вероятны».

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Одновременно с «А1» еще один крупный игрок рынка допуслуг, компания i-Free, объявил о выделении биллингового направления в отдельную компанию, Planet3, которая по отношению к i-Free останется 100% «дочкой». Компания создается в стратегическом партнерстве с «ИнкорМедиа» и «Нева Лайн», которые, как и i-Free, будут выступать для новой компании в роли агрегаторов трафика.

В i-Free признают, что хотя планы по открытию Planet3 и существовали давно, события последних дней ускорили их реализацию. По словам генерального директора i-Free Кирилла Горыни, компания надеется, что «Planet3 удастся стабилизировать рыночную ситуацию и стать гарантом надежности для партнеров, которые всерьез обеспокоены сбоями в работе биллинговых компаний». Генеральный директор Planet3 Сергей Тулаев отметил, что микроплатежи для i-Free являются стратегическим направлением, поскольку SMS остаются доминирующим способом расчетов в Рунете: платежными системами и банковскими картами пользуются не более трети от 30 млн. интернет-пользователей в России. Кирилл Петров рассчитывает, что к началу 2009 г. Planet3 займет около 60% рынка микроплатежей. По оценкам AC&M Consulting, объем рынка мобильных платежей по итогам 2008 г. составит порядка $150 млн.

i-Free и «А1» декларируют своими целями оздоровление рынка микроплатежей: провайдеры обещают использовать только надежные и прозрачные схемы расчетов с партнерами. Однако косвенно их активизация означает не что иное, как передел рынка.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

По мнению участников сегмента допуслуг, в будущем можно ожидать и новых подобных прецедентов. По словам генерального директора «Нева Лайн» Артема Литвинова, до сих пор многие существовали на заемные средства (в большинстве своем это были «короткие» кредиты), жертвуя маржой, при этом банки кредитовали этот бизнес неохотно. «Отсутствие возможности рефинансирования долга или перехода от «короткого» кредита к «длинному» приводит к коллапсу ряда компаний. Если говорить о примерах, то помимо «Русского биллинга» мы ожидаем в ближайшее время дефолта еще одного крупного игрока рынка, который в настоящий момент задолжал одному из партнеров более $1млн, и взять ему их неоткуда», — рассказал Литвинов.

Теперь компании, подошедшие к кризису в «хорошей форме», смогут резко вырасти за за счет проблем конкурентов. «Мы планируем в этом процессе принять участие, так как у нас в настоящий момент проблем с ликвидностью нет», — резюмировал Литвинов. По мнению генерального директора компании «Мобильные Инновации» (сервис iDea Widgets) Алексея Крайнова, в первую очередь передела сфер влияния стоит ожидать как раз среди компаний второго и третьего эшелона. «Группа лидеров должна остаться неизменной. Не исключаю вариант серьезных проблем у компаний, строивших свою стратегию исключительно на Premium VAS услугах»,— считает он.

Анастасия Симакина