Наномусор засоряет английский
Нанотехнологии, несмотря на свое относительно недавнее появление, уже успели наложить глубокий отпечаток на нашу жизнь. Приставка "нано" постепенно становится одной из самых используемых в современном английском, причем используемой, естественно, где надо и не надо. Поисковая система Google на запрос "nano" выдает более одного миллиона ресурсов. Система Hoovers.com знает десятки компаний, в названии которых присутствует эта приставка.Веб-сайт института нанотехнологий ввел отдельную рубрику под названием "Нанособытия". Приставка "нано" означает одну миллиардную (10-9) долю, например, нанометр - одна миллиардная доля метра. Именно таковы по порядку величины размеры отдельных молекул. Человеческий волос приблизительно в пятьдесят тысяч раз толще.
"Это новомодное словечко вворачивают всякий раз, когда хотят произвести впечатление своей близостью к высоким технологиям", - говорит Джим Лоуэ (Jim Lowe), заместитель главного редактора словаря "Мерриэм-Уэбстер" (Merriam-Webster). В этом словаре нанотехнологии определяются как "искусство манипулирования веществом на атомном и молекулярном уровнях, в особенности в целях построения микроскопических устройств". Всего в словаре в настоящее время имеются девять статей, в названии которых есть приставка "нано", однако дух творчества привел к тому, что количество "нанотерминов" в современном английском растет, как грибы после дождя.
Например, дежурный магазинчик под названием Nano Seconds Convenience Store (продовольственный магазин самообслуживания с удлиненным рабочим днем "Наносекунда"), несмотря на завораживающее название, вряд ли сможет обслужить покупателя за одну миллиардную долю секунды, что бы там не утверждала вывеска. Начинающие компании, жизненно заинтересованные в источниках финансирования, с удовольствием дают себе «наноназвания», стремясь подчеркнуть свою связь с одним из наиболее перспективных направлений в современной науке и технике; другие изменяют уже существующие названия таким образом, чтобы подчеркнуть связь с нанотехнологиями. Новомодные приставки (как и суффиксы) - верный путь к тому, чтобы имя компании было на слуху, к привлечению инвестиций, и, в конечном итоге, дает больше шансов на успех на рынке, полагает Марк Робинсон (Mark Robinson), заместитель главного редактора журнала Wired Magazine.
Компания Nano-Tex LLC из Гринсборо, штат Северная Каролина, основным владельцем которой является Burlington Industries Inc., обещает улучшить структуру тканей на молекулярном уровне и одеть всех в «нанобрюки». Компания уже зарегистрировала торговые марки nano-care и nano-pel для своих не пачкающихся и не мнущихся тканей. «Нанобрюки» уже продаются под такими брендами, как Eddie Bauer, Lee Jeans и другими известными марками, причем Eddie Bauer предлагает высокотехнологичные брюки еще с 2001 года.
Защитники природы из рядов «Гринписа» вряд ли являются в массе своей большими специалистами в области нанотехнологий, но уже определились: их место - по другую сторону баррикад. «Гринпис» настаивает на объявлении моратория на включение наночастиц в состав выпускаемых для потребительского рынка продуктов до полного исследования вопросов потенциального воздействия наночастиц на окружающую среду.
Помогают пополнять ряды противников нанопрогресса и литераторы - особенно в этом деле преуспел Майкл Кричтон (Michael Crichton), автор знаменитого бестселлера "Парк Юрского периода", который в своем последнем романе "Добыча" предостерегает от ужасов нанотехнологий. В основе триллера лежит история о стае микроскопических машин, которые убегают из лаборатории и в результате мутации превращаются в нанороботов, грозящих уничтожить жизнь на Земле.
Однако формирующийся негативный образ нанотехнологий в глазах обывателя не заботит ни компании, ни веб-сайты - все занялись нанорекламой, даже если их продукты и услуги с наномиром не имеют ничего общего.
"Что интересно, - поясняет г-н Робинсон, - так это то, что ставшие реальностью благодаря новым технологиям вещи становятся господствующей метафорой, вырываются за пределы мира собственно технологий и проникают в области, в которых им, казалось бы, совершенно нечего делать. Но к ним, благодаря их особой звучности, все равно стремятся - именно это и произошло с термином "нано".
Компания nano-reef.com создает коралловые экосистемы для домашних аквариумов - их видом можно насладиться безо всякого электронного микроскопа, что бы там ни говорило название. Компания Nano Products из Сан-Франциско предлагает продукт под названием Nano Bag («наносумка»), предназначенный для безопасного размещения маленьких детей в автомобилях, колясках и высоких стульях "без необходимости предварительного извлечения ребенка из наносумки".
По словам борцов за чистоту языка, остро ощущается отсутствие нанометлы для расчистки словесного наномусора.
Источник: по материалам Reuters© и собственная информация CNews.ru.