Разделы

Наука

НАСА испытывает самолет-трансформер

Накануне столетия полета первого самолета братьев Райт, управление которым осуществлялось посредством изгиба несущих поверхностей, НАСА испытывает сверхзвуковой самолет, управление которым осуществляется аналогичным способом. Решение отказаться от привычных элеронов, предкрылков и других способов механизации крыла означает революцию в авиации и, если эксперименты окажутся успешными, это позволит существенно повысить эффективность, надежность систем управления самолетами и повысить их аэродинамические качества.
В испытательном центре НАСА им. Драйдена на авиабазе Эдвардз в Калифорнии проходит испытания так называемый трансформный сверхзвуковой самолет F/A-18, на котором установлены специальные эластичные крылья (система AAW, Active Aeroelastic Wing). Управление изгибом крыла осуществляется при помощи специальных управляющих поверхностей на передней и задней кромках крыла. Эластичность позволяет осуществлять маневры аналогично обычному самолету, но при этом в меньшей степени полагаться на хвостовое оперение для стабилизации самолета при выполнении маневра.

Испытания крыльев трансформного самолета F/A-18

Что же авиация получит взамен? По словам специалистов, резко возрастет топливная эффективность (экономичность) самолетов, причем благодаря сразу нескольким факторам. Гладкое крыло, лишенное вспомогательных механических поверхностей, будет обладать меньшим аэродинамическим сопротивлением; средства управления бесшовным гладким крылом, которым уже не будут требоваться сложные и тяжелые механические приводы, и появление прочных гибких композитных материалов, сверхминиатюрных компьютеров и микромоторов позволит резко снизит вес крыла; использование компьютеров для придания самолету наиболее оптимальной в данный момент формы позволит до неузнаваемости изменить их внешний вид, отказавшись от рудиментарных элементов (вроде хвостового оперения), снизить вес, сопротивление, и т.д. Пассажиры обретут невиданный доселе комфорт, а военные самолеты еще меньше станут заметными для радаров.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Если прогресс в материаловедении, компьютерах и аэродинамике самолетов будет продолжаться такими же темпами, не исключено, что к сто десятой годовщине эпохального полета братьев Райт даже тяжелые бомбардировщики смогут зависать в воздухе, отчаянно маша крыльями, на манер стрекоз, шутят эксперты.

Источник: материалы и фото НАСА.