Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

НАУЭТ и СNews Analytics готовят рейтинг интернет-магазинов

В целях повышения доверия к электронной коммерции НАУЭТ и CNews Analytics готовят рейтинг интернет-магазинов. В исследовании могут участвовать любые организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России с использованием информационного ресурса (вэб-сайта).
Регулярные рейтинги российских интернет-магазинов рассматриваются как один из инструментов повышения доверия к электронной коммерции в  нашей стране.

По данным НАУЭТ объем онлайн-продаж в России в  розничном сегменте вырос в 2004 году на 40% и составил около $660  млн. Для того чтобы понять, много это или мало, достаточно сказать, что пока на онлайн приходится менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения, в США эта цифра составляет в настоящее время уже около 14–15%.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие электронной коммерции в  России, является «проблема доверия», что связано, прежде всего, с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых торговцах. Следствием данной проблемы является страх быть обманутым, страх перед возможным мошенничеством с платежными системами, страх несанкционированного использования персональной информации и др.

Возможными путями повышения доверия к электронной коммерции могут стать подготовка и публикация регулярных рейтингов интернет-магазинов, создание систем добровольной сертификации, а также создание специализированных информационных ресурсов и соответствующих служб, задачей которых является мониторинг интернет-магазинов и взаимодействие с их клиентами.

Очевидно, что существующие рейтинги, где критерием специализирующихся на электронной коммерции ресурсов выступает исключительно посещаемость сайта, не в полной мере решают проблему потребителей. Именно поэтому Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) в лице Комитета по информационной поддержке совместно с CNews Analytics выступили с  инициативой подготовки рейтинга интернет-ресурсов, специализирующихся на электронной коммерции, в основе которого лежит критерий эффективности (conversion rate), позволяющий оценить, какой процент из всех посетителей сайта в итоге совершает покупку в том или ином конкретном интернет-магазине.

Основные цели данного рейтинга — выявление действительно эффективных интернет-магазинов и предоставление данной информации общественности, оценка текущей ситуации на рынке электронной коммерции в сегменте B2C и уточнение его структуры по критерию принадлежности к той или иной товарной группе.

Построение рейтинга эффективности является первым этапом проекта, реализуемого Комитетом по информационной поддержке НАУЭТ, направленного на решение «проблемы доверия» в  электронной коммерции.

В дальнейшем для публикации и регулярного обновления рейтинга предполагается создание отдельного информационного ресурса, администрировать который будет НАУЭТ. На нем будут доступны такие возможности как публикация жалоб покупателей, форум покупателей, ведение списка «недобросовестных» интернет-магазинов и  др. 

Организации, желающие принять участие в рейтинге, должны направить до 1 июля 2005 года в НАУЭТ или CNews Analytics заполненную анкету, которая прилагается ниже, или заполнить интерактивную анкету на сайте CNews.

По итогам рейтинга будет проведена пресс-конференция с участием ведущих СМИ, а итоги исследования будут опубликованы в свободном доступе на сайте НАУЭТ и CNews.

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

Ответственным за координацию проведения рейтинга является Комитет по информационной поддержке НАУЭТ.

Контактные лица:
Клименко Снежана, директор по маркетингу НАУЭТ, mailto:marketing@nauet.ru, тел.: 234–16–55;
Картышова Надежда, руководитель Комитета по информационной поддержке НАУЭТ, тел.: 363–11–11.

Для составления рейтинга интернет-магазинов и  организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с  продажей товаров и услуг с использованием информационного ресурса (вэб-сайта) необходимо заполнить АНКЕТУ

Требования к участникам рейтинга

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

В текущем рейтинге могут участвовать любые организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ с использованием информационного ресурса (вэб-сайта), который должен быть создан до 01.01.2005 и может размещаться в любой доменной зоне. Кроме того, сайт должен действовать и в текущий момент времени (осуществляется хостинг, возможен доступ ко всем вэб-страницам, регулярно обновляется). Интернет-магазин, желающий участвовать в исследовании, должен предоставить всю необходимую информацию для составления рейтинга. Магазин также обязан реализовывать минимум три из нижеследующих торговых функций:

  • ведение каталога с описанием товаров и услуг online;
  • ведение прайс-листа online;
  • предоставление информации о наличии товаров на складе online;
  • консультирование клиентов по вопросам покупки online;
  • размещение и обработка заказа online;
  • отслеживание выполнения (трассировка) заказа online;
  • доставка товара или услуги;
  • оплата покупки online (с использованием любой из платежных систем и/или по кредитной карточке);
  • сбор статистических данных о продажах товаров и/или персональной информации о клиентах c использованием вэб-сайта.

Методика сбора данных

  1. В том случае, если организация использует несколько вэб-сайтов под одной торговой маркой или фирменным наименованием, необходимо указать данные по количеству посетителей для каждого из них либо привести усредненные данные по всем информационным ресурсам (вэб-сайтам).
  2. Данные по количеству покупок (выполненных заказов) подразумевают все покупки (выполненные заказы) сделанные в организации, объединенной одним фирменным наименованием или торговой маркой, независимо от способа их совершения, заказа, доставки, оплаты (например, через Интернет, курьером, со склада, в розничной торговле, в торговой сети, по почте): полностью online, частично в online или полностью в offline.
  3. Данные по товарообороту приводятся аналогично п.3.
  4. Средние данные рассчитываются на основе числа рабочих дней в  1-м полугодии 2005 г.
  5. Средний процент возврата рассчитывается на основе отношения количества возвратов к количеству покупок (выполненных заказов)

Методика рейтингования

Рейтинг эффективности интернет-магазинов и  организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с  продажей товаров и услуг с использованием информационного ресурса (вэб-сайта), строится по критерию отношения количества совершенных покупок (выполненных заказов) к количеству посетителей информационного ресурса (вэб-сайта) независимо от категории товара или иных параметров.