Разделы

Бизнес Телеком Техника ИТ в торговле

Ноутбуки штурмуют салоны связи

Диверсификация бизнеса сетей сотового ритейла принимает новые формы — практически все участники этого рынка обратились к продажам ноутбуков. По оценкам экспертов, мобильные компьютеры смогут в будущем обеспечить до 20% в общем объеме продаж сотовых дилеров.
Ведущие игроки рынка сотового ритейла ищут новые пути в направлении диверсификации своего бизнеса. В условиях невысокой рентабельности основного направления — продажи мобильных телефонов, компании осваивают работу с другими товарами мобильного сегмента потребительской электроники. И если цифровые фотоаппараты, GPS-навигаторы и MP3-плееры уже давно составляют привычный ассортимент «сотовиков», то поворот отрасли к портативным компьютерам окончательно оформится в 2008 г.

Полноценную торговлю ноутбуками уже ведут сети «Связной», «Цифроград» (в салонах премиум-класса «Связной3» и «Цифромаркет»), «Ультра» и «Евросеть». Продажи субноутбуков недавно стартовали в сети «Телефорум». Пока новый для дилера товар продается в пилотном режиме в пяти салонах. В случае успешного тестового периода, будет принято решение об увеличении числа точек продаж и ассортимента, сообщили в компании.

Аналогичные изменения в ассортимент реализуемой продукции планирует внести и сеть «Диксис». По словам генерального директора компании Руслана Филатова, на прилавках ряда магазинов ноутбуки появятся уже вскоре. «Мы выберем те торговые точки, которые подходят для этого проекта и по площади, и по расположению. А после проверочной фазы будем принимать окончательное решение о формате таких магазинов», — говорит топ-менеджер сети.

Аналитик J’son&Partners Сергей Савин отмечает, что ввиду общего роста продаж ноутбуков в России, обращения сотового ритейла к этому продукту выглядит перспективным. «Субноутбуки идеально вписываются в формат магазинов «сотовиков». В будущем можно прогнозировать увеличение магазинов, чей ассортимент будет напоминать полноценный салон электроники, в том числе, за счет ноутбуков. Учитывая среднюю стоимость мобильного компьютера в $1100, они смогут составить достаточно серьезную долю продаж салонов в денежном выражении», — уверен аналитик.


Сети салонов сотовой связи хотят принять участие в разделе рынка портативных компьютеров

Реализация мобильников в течение года часто пребывает в стагнации или даже идет вниз, в то время как в крупных городах продажи ноутбуков растут на 40% в год, говорят в инвестиционном холдинге «Финам». «Конечно, далеко не каждый магазин сети сотового ритейла может обеспечить адекватную выкладку такого товара, но не развивать это направление было бы неразумно. В зависимости от ассортимента и маркетинговой политики в разных сетях объём реализованных портативных компьютеров может составлять от 5% до 20% в год в денежном выражении», — полагает эксперт.

По данным аналитика Дениса Кускова, продаваемые в Петербурге ноутбуки через два года сравняются с деск-топами (сейчас это соотношение в количественном выражении составляет 35% к 65%). «В сетях сотового ритейла города и области продается около 2 млн. мобильных телефонов в год. Количество проданных ими ноутбуков мы оцениваем приблизительно в 40 тыс. штук», — говорит эксперт.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Тем не менее, даже с учетом введения в оборот таких высокомаржинальных и популярных товаров как портативные компьютеры, сотовые дилеры все равно сохранят ориентацию на мобильную связь: «Наш клиент — всегда клиент сотового оператора. Этот бизнес изначально был неразрывно связан с операторским, таким и останется», — считает Руслан Филатов.

С ним соглашается управляющий сетью «Телефорум» Игорь Алехин: его компания не собирается кардинально менять формат сети на «салоны по торговле цифровой техникой». «Этот процесс начинали многие, но успешно пока никто не завершил. Главная причина — ограниченность витринного пространства на исторически небольших торговых площадях салонов связи», — говорит он. К тому же, идея о том, что салон сотовой связи может специализироваться не только на услугах связи не находит должного отклика среди покупателей, добавляет он.

Что касается процесса диверсификации в целом, то, как показывает практика сети «Телефон.ру» доля «прочих товаров» в товарной выручке за последний год изменилась не сильно. Сейчас она составляет менее 1% от товарной выручки компании. «Расширять ассортимент планируем, прежде всего, за счет новых электронных гаджетов: КПК, 3G-модемов, GPS-навигаторов», — сообщил Владимир Шомрин, управляющий директор «Телефон.ру» на Северо-Западе. По его мнению, основным продуктом в сотовом ритейле останется мобильный телефон, однако другие высокотехнологичные устройства также займут в товарной матрице свою долю.