Разделы

Etrade

Новая стратегия е-закупок ЕС может создать технические проблемы для малых компаний

В прошлом месяце Европарламент одобрил новые директивы, вводящие единую электронную форму подачи заявки на государственные тендеры. Реализация подачи электронных заявок может создать трудности для небольших компаний, полагают эксперты.

Журнал Treasury Today опросил экспертов по политике сотрудничества с Евросоюзом и электронной коммерции, чтобы выяснить, какие перспективы и проблемы может принести госорганизациям электронный документооборот по госзакупкам, который в ближайшие 3 года станет нормой для Европы.

Напомним, что в марте ЕС принял три стратегические директивы, согласно которым к 2018 г. документооборот между государством и исполнителями госзаказов должен перейти на электронные рельсы. В частности, для участия в тендерах претенденты должны будут подавать электронные заявки по Единой европейской форме государственных закупок (European Single Procurement Document), стандарт которой в настоящий момент разрабатывается.

Помимо этого, директивы включают в себя также ряд организационных изменений, нацеленных на то, чтобы в тендерах было проще участвовать среднему и малому бизнесу. Упрощение организационных процедур, однако, не гарантирует того, что претендовать на госзаказы в новых условиях станет легче. Оно может нивелироваться усложнением технической части подачи заявок, полагает Чарльз Брайант (Charles Bryant), консультант британской софтверной компании OB10 по вопросам сотрудничества с ЕС.

В интервью Treasury Today Брайант заявил: "Повышение инклюзивности в госсекторе может привести к тому, что число поставщиков несколько увеличится, но не следует считать это панацеей от низкой инклюзивности. На самом деле, директива ЕС мало что делает для того, чтобы убрать препятствия для участия поставщиков в тендерах".

Директивы Евросоюза не вводят конкретных стандартов для реализации передачи данных по Единой электронной форме: поставщики могут использовать любые технологии, чтобы реализовать данный документ в своих системах. Однако, де-факто такой стандарт существует, намекнул представитель индустрии электронных госзакупок.

Биллинговые системы госорганизаций ЕС в подавляющем большинстве "понимают" XML и стандарты Electronic Data Interchange (EDI), заявил он. Таким образом, чтобы наладить к 2018 г. обмен документацией с госсектором, потенциальным поставщикам придется внедрять инфраструктуру для передачи данных в данных форматах, что может оказаться довольно накладно для малых фирм.

"Они слишком малы, чтобы позволить себе инвестиции, необходимые для адаптации своих систем и инфраструктуры к передаче данных в XML и EDI", - рассказал Treasury Today Ричард Мэнсон (Richard Manson), генеральный директор CloudTrade - еще одной компании, занимающейся поставками решений электронного документооборота между бизнесом и госсектором.

Как следствие, перед провайдерами систем электронного документооборота стоит задача разработать такие коммуникационные решения, которые бы позволили минимизировать необходимость технологической интеграции со стороны поставщиков - например, онлайн-порталы, конвертирующие документацию в "понятный" государственным системам формат.

Инициатива продвижения подобных порталов, в свою очередь, должна лежать на государственных организациях, объявляющих тендеры. Так, организация, закупающая некоторые продукты или услуги, может поставить одним из условий конкурса то, что заявки должны подаваться не только в определенной форме, но и исключительно через конкретный онлайн-сервис.

Как защититься от продвинутых кибератак
Безопасность

"Если убрать все барьеры и предложить поставщикам простое решение, из этого логически последует рост вовлеченности поставщиков", - заявил Мэнсон.

Мэнсон рассказал об опыте своей компании в данном направлении. СloudTrade разработала платформу для создания онлайн-порталов, который могут работать в качестве посредника между госорганизацией, объявивишей тендер, и компанией, подающей заявку на тендер (в том числе и по Единой форме, когда ее стандарт будет окончательно утвержден).

Сервис работает следующим образом: госорганизация заключает договор с об интеграции своих систем с CloudTradе, и для нее на базе платформы разрабатывается онлайн-портал приема заявок. Поставщикам предлагается загружать на этот портал тендерные документы в любом удобном для формате: XLS, DOC, HTML, PDF или даже в виде изображения.

Портал на базе CloudTrade, получив документ, автоматически извлекает из него данные и конвертирует их в формат, понятный системе организации, являющейся организатором тендера. После этого документ передается системам госорганизации-заказчика для дальнейшей обработки.

Гибридный ренессанс: как использовать растущий тренд на гибридную инфраструктуру
Облака

Преимущество такой схемы обмена документами в том, что она снимает с поставщиков необходимость реализовывать карточку Единой формы в своих системах документооборота, а также искать пути конвертации данных в понятный правительственным системам формат. Заполнить заявку можно будет в обычном текстовом редакторе, после чего портал тендера все сделает сам.

Тот факт, что инициатива по переводу документооборота в электронный формат должна исходить от государственных организаций, уже подтвержден на практике, отмечает Treasury Today. Так, в Дании с 2005 г. действует регламент, согласно которому госорганизации принимают заявки только в цифровом виде. По данным аналитической компании Itella Information, это привело к тому, что 76% тендерного документооборота в стране уже ведется в электронном виде.

Любовь Касьянова