Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Новый чемпион мира по шахматам – программа с характером

На чемпионате мира по шахматам среди компьютерных программ, завершившемся на этой неделе в Израиле, определился новый чемпион. Им стала программа Junior, отличающаяся агрессивным характером игры - очень напоминающим человеческий.
Исход финала чемпионата, в который вышли Junior и предыдущий чемпион, программа Shredder, оставался неопределенным вплоть до самого конца. Обеим программам для получения чемпионского титула требовалась всего лишь одна победа. На высоте оказался Junior – он сумел буквально разгромить программу ParSOS, в то время как Shredder смог свести партию с программой рангом ниже – Falcon – лишь к ничьей.

Последняя версия программы Junior была закончена разработчиками, израильскими программистами Амиром Баном (Amir Ban) и Шеем Бушински (Shay Bushinsky), незадолго до начала чемпионата. В отличие от большинства компьютерных программ, Junior делает акцент не столько на ценности отдельных фигур, сколько на их мобильности, а также позиционных преимуществах. Так называемый «компенсационный» подход, реализованный в программе, дает ей возможность совершать неожиданные и рискованные ходы. Правда, случается ей допускать и грубые просчеты, что, впрочем, еще больше роднит программу с человеком.

«Junior очень интересен, - заявил Фредерик Фрейдель (Frederic Freidel), один из основателей немецкой компании ChessBase, распространяющей Junior. – Программа находит замечательные идеи, хотя иной раз и ошибается. Тем не менее, программа Junior очень умело написана и работает очень быстро». Последняя версия Junior появится на рынке уже в ближайшие месяцы.

В последние годы в разработке шахматных программ был достигнут впечатляющий прогресс. На смену программам, подолгу анализировавшим возможные последствия каждого хода, пришли программы нового поколения. В них реализованы более «умные» алгоритмы, позволяющие значительно сократить количество анализируемых позиций.

Это дает современным программам возможность работать эффективнее, используя значительно более «скромные» вычислительные ресурсы. Junior или Shredder, работающие всего лишь на нескольких обычных компьютерах, могут на равных сражаться с лучшими шахматистами мира. На знаменитом шахматном компьютере Deep Blue, созданном в IBM и обыгравшем в 1997 году Гарри Каспарова, был установлен специально созданный процессор, способный анализировать около 200 млн. ходов в секунду. Junior анализирует в секунду примерно три миллиона ходов, однако работает куда более гибко благодаря быстрому ограничению стратегий поиска. Максимум, что сумел Каспаров в ходе поединка с предыдущей версией Junior в 2003 году, – это закончить игру вничью.