«Одноклассники.ру» проиграли
«Издательство «Эксмо»» выиграло суд, на котором «Одноклассники» требовали у него компенсацию за использование своего фирменного стиля в романе «Однокла$$ники». Хотя ни одного из трех исковых требований социальной сети арбитраж не удовлетворил, у нее еще есть время на обжалование судебного решения. Как стало известно CNews, компания «Одноклассники», управляющая одноименной социальной сетью, проиграла иск к «Издательству «Эксмо»».Напомним, что иск «Одноклассников» в арбитражный суд касался опубликованного в «Эксмо» романа-триллера Андрея Дышева «Однокла$$ники» (прежде этот же роман в том же издательстве выходил под названием «Шатун»). При переиздании издатель счел полезным изменить название книги и дизайн обложки. Именно в ее новом оформлении «Одноклассники» и обнаружили следы своего фирменного стиля, а в выходных данных нашли упоминание домена odnoklassniki.ru.
10 апреля 2008 г «Одноклассники» подали иск в арбитраж, потребовав выплатить им 200 тыс руб., а именно компенсацию за незаконное использование их логотипа (30 тыс руб.), компенсацию за незаконное использование коммерческого обозначения (60 тыс руб.) и ущерб от незаконного использование доменного имени (110 тыс руб.). 15 сентября судья 9-го арбитражного суда Ларина иск отклонила.
Заметив, что права на художественные произведения вне зависимости от его достоинств принадлежат лицу, указанному в качестве автора, если не доказано иное, судья признала, что оформление книги принадлежит художнику Никоновой, имя которой стоит в выходных данных. Входить в сравнительный анализ художественного произведения, изображенного на обложке книги «Однокла$$ники», и художественного произведения, отображаемого на страницах сайта «Одноклассники», судья Ларина отказалась, предоставив это суду общей юрисдикции.
Суд не нашел причинно-следственной связи между убытками «Одноклассников» и оформлением одноименного романа
Требование «Одноклассников» возместить ущерб от использования в романе их доменного имени судья тоже оставила без удовлетворения. Она не усмотрела причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца.
Руководство «Одноклассников», комментируя для CNews этот арбитражный процесс, было лаконично. Основатель социальной сети, бывший глава и нынешний член совета директоров компании Альберт Попков не смог сообщить подробностей, поскольку «сейчас отходит от оперативного управления, и лично этим делом заниматься не будет». Роман со спорным дизайном он читать «пытался, но не сложилось» — это не тот жанр, который ему нравится. Президент «Одноклассников» Никита Шерман заявил CNews, что нынешнее решение суда непременно будет обжаловано — такое право у истца сохраняется в течение месяца.
Сторона ответчика не сомневается, что суды «Эксмо» с «Одноклассниками» продолжатся: «На наш взгляд, истец придает очень большое значение данному делу и вкладывает в него и эмоциональную составляющую, и маркетинговую. Мы к этому готовы», — заявил CNews начальник юридического отдела «Издательства «Эксмо»» Александр Смирнов.
Случай с «Эксмо» — это уже вторая тяжба «Одноклассников» по поводу защиты своей марки. 11 августа 2008 г. «Одноклассники» выиграли арбитраж у компании «КМ Онлайн», владельца социальной сети «Одноклассники.КМ». Суд обязал ответчика убрать слово «одноклассники» из названия сервиса и из доменного имени odnoklassniki.km.ru и выплатить истцу компенсацию 100 тыс руб. Насколько известно CNews, сегодня, 7 октября 2008 г., «КМ Онлайн» проиграла и кассацию августовского решения.
Интересно, что в обоих случаях иски «Одноклассников» рассматривались одной судьей и содержали требование о выплате одинаковой суммы — 200 тыс руб. Александр Смирнов из «Издательства «Эксмо»» полагает, что «совпадение сумм наводит на мысль о рекламной подоплеке столь бурной исковой активности».
В остальном эти дела «не имеют между собой ничего общего, кроме истца. В случае с "Одноклассники.КМ" речь шла о неправомерном использовании зарегистрированного товарного знака "Одноклассники" в отношении тех услуг, для индивидуализации которых он был зарегистрирован (оказание информационных услуг, поиск людей). В нашем же случае "Одноклассники" пытались оспорить мнимое использование логотипа, изображавшего две стилизованные человеческие фигурки и коммерческого наименования предприятия, — поясняет юрист. — Аналогичные изображения человеческих фигур широко применяются в современном обществе: в дорожных знаках, и, простите, в качестве табличек туалетных комнат. Что касается совпадающих цветов в разных объектах, то тут можно говорить только об использовании некой идеи по подбору и сочетанию цветов, которая (идея), авторским правом не охраняется».
В оценке исков «Одноклассников» к «Эксмо» и к «Одноклассникам.КМ» с юристами издательства солидарен глава юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго: «Юристы «Одноклассников» не вполне правильно подошли к защите своих интересов. В случае с «Одноклассниками.КМ.ру» иск был подан о защите торгового знака, а в случае с «Эксмо» — о защите авторских прав, а это совсем другие правила игры».