Спецпроекты

Opera открывает офис в России

Интернет Бизнес Интернет-ПО Инвестиции и M&A
Норвежская компания Opera Software, разработчик популярного в России браузера (1-е место в мире по использованию Opera Mini), к весне 2010 г. планирует открыть представительство в Санкт-Петербурге. Руководство Opera не исключает, что в дальнейшем там же будет открыт центр разработки компании.

Как рассказал CNews гендиректор и сооснователь Opera Software Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner), руководство компании приняло решение открыть российский офис компании в Санкт-Петербурге — поближе к сообществу разработчиков. Сейчас компания находится в процессе оформления юрлица, которое, предположительно, завершится через несколько месяцев.

Пока же интересы Opera Software в России представляют 4 человека: двое из них работают в Москве (здесь проходят встречи с партнерами и прессой), и по одному — в Санкт-Петербурге (для взаимодействия с разработчиками) и в Екатеринбурге. В норвежском офисе Opera также работают россияне — разработчики, маркетологи, дизайнеры, всего около 10 человек.

Фон Течнер также не исключает, что впоследствии в Санкт-Петербурге может быть открыт центр разработки Opera. Но пока об этом говорить рано: еще неизвестна точная численность персонала питерского офиса, да и помещение под него не выбрано. Гендиректор Opera Software шутит, что будущему офису неплохо бы обосноваться в «милом старинном особняке» где-нибудь в центре города. Но, очевидно, для начала будет выбрано что-то поскромнее.

Точное количество пользователей Opera в России и СНГ оценить сложно, отмечают в компании: статистика из разных источников расходится. Тем не менее, по словам Йона фон Течнера, в сегменте мобильных устройств у Opera Mini лидирующие позиции не только в СНГ, но и в мире. Топ-10 стран по числу пользователей Opera Mini в октябре выглядел следующим образом (по убыванию): Россия, Индонезия, Индия, Китай, Украина, ЮАР, США, Великобритания, Польша и Вьетнам.

У гендиректора Opera Software Йона фон Течнера большие планы в России
У гендиректора Opera Software Йона фон Течнера большие планы в России

Популярность Opera в России была загадкой для самой компании, говорит ее гендиректор. «Этот же вопрос я задал 4 года назад на первой встрече с сообществом пользователей Opera», — отмечает он. При этом однозначного ответа на него никто не дал. В 2005 г., по словам фон Течнера, доля Opera на российском рынке достигала 10% без всяких маркетинговых усилий со стороны разработчика. Впоследствии в компании объяснили это активностью местного сообщества приверженцев браузера. «Мы даже боялись, что если начнем предпринимать какие-то дополнительные усилия, наша популярность упадет», — шутит Йон фон Течнер. В активную фазу работа компании на российском рынке вошла не больше года назад, добавляет он, но результаты не заставили себя ждать, что, в итоге, и привело к решению открыть локальный офис. При этом долю России в структуре своих доходов Opera не раскрывает, отмечая лишь, что это один из приоритетных для компании рынков.

«Идея создать в России свое подразделение, занимающееся разработкой программного обеспечения для компании, обоснованна, — считает Денис Кусков, гендиректор аналитического агентства TelecomDaily. — Россия лидирует с заметным отрывом по популярности данного приложения». Вообще же нетипично, когда у нас популярно то, что на Западе менее известно, считает Кусков.

В «Финаме» также полагают, что сравнительно высокий интерес Opera Software к развитию бизнеса в России вполне логичен. «Очевидно, что российский рынок в силу высокого потенциала дальнейшего роста остается одним из наиболее перспективных и привлекательных, - говорит Татьяна Менькова, аналитик компании. - Кроме того, он уже и сейчас отличается существенными объемами в силу динамичного развития сети интернет в последние годы». Перечисленные факторы, а также улучшение ситуации в сфере борьбы государства с нарушением авторских прав и пиратством - как частным, так и корпоративным - позволяют менеджменту Opera Software, очевидно, рассчитывать на получение существенной прибыли на российском рынке, говорит Менькова. «По нашим оценкам, помимо очевидного увеличения объемов продаж продуктов Opera (развитие дистрибьюторской сети, улучшение технической поддержки и т.п.), наличие офиса в России будет способствовать появлению продуктов с учетом потребностей российских пользователей, и их локализации для использования на территории России и стран СНГ», - добавляет она.

Йон фон Течнер назвал три основные бизнес-модели, которые использует компания: во-первых, это сотрудничество со сборщиками (OEM-производителями) мобильных телефонов, игровых консолей и ТВ-приставок (Opera получает отчисления от каждого проданного устройства, на котором установлен ее браузер). Другой источник дохода — взаимодействие с контент-провайдерами (в России это, в частности, «Яндекс», Mail.ru, «Вконтакте» и Ozon), включая размещение в браузере строки поиска.

Третья бизнес-модель — работа с операторами связи. Здесь доходы Opera зависят от размера ежемесячной аудитории активных пользователей Opera Mini, которые генерируют трафик для оператора. В России, по словам фон Течнера, компания имеет подобное соглашение с «Мегафоном». Сейчас ведутся переговоры со всеми другими операторами «большой десятки».

При этом в сегменте ПК мировое лидерство за Internet Explorer (63,3% за 1-ю неделю ноябре 2009 г., по данным Net Applications), но в России, как утверждает Йон фон Течнер, браузер от Opera Software уже близок к 1-му месту. При этом на Украине и в Белоруссии у него 1-е место в данном сегменте. Согласно оценкам «Финама», по популярности среди отечественных пользователей браузер занимает третье место - с долей в 15-17%. Доли Internet Explorer и Firefox при этом оцениваются в 52-55% и 22-25% соответственно.

В целом же по миру Net Applications оценивает долю Opera в 2,3%, при этом у Firefox — 25,1%, у Apple Safari — 4,4%, Google Chrome — 3,9%.Совокупно в мире у мобильной и настольной версий браузера Opera около 100 млн пользователей. Отметим, что в октябре этого года число приверженцев Opera Mini увеличилось на 155% до 39,6 млн человек, Opera для ПК — примерно на 50–60%.

При дальнейшей плодотворной работе с вендорами и собственным развитием компания смело может претендовать на дальнейшую популяризацию своих сервисов в мире и по итогам 2010–2011 гг. перейти рубеж в 100 млн пользователей Opera Mini, полагает Денис Кусков из TelecomDaily.



Событие месяца

CNews FORUM 2019 прошел с рекордным успехом

- Более 1,5 тысяч гостей     - 100 экспертных докладов   - 50 инновационных стендов

Стратегия месяца

Зачем государство ввязалось в гонку технологических вооружений

Михаил Замыцкий

директор по развитию «Ситилинк»